Все люди как люди, а я - королева! Дети с таким самомнением нередко растут изгоями среди сверстников, не находят нужным заводить друзей и переносят свое одиночество во взрослую жизнь. Как привить малышу потребность к общению рассказала психолог, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net
Когда-то давным-давно я читала рассказ детской писательницы Дороти Эдварс, который назывался «Вежливая гостья».
Суть истории проста. В гости к английской семье на полдня привели девочку, чтобы за ней было кому приглядеть, пока мама отлучилась по делам. В этой семье жили две другие очаровательные девочки – одна спокойная и веселая школьница, другая – взбалмошная бедовая дошкольница, которую все звали «Шалунья-сестричка».
Новая гостья в течение всего времени казалась сестренкам странной и до ужаса скучной: она отвечала только на поставленные вопросы, отказалась лазать с девочками по деревьям («порву платье»), срывать «почти спелый крыжовник» («заболит живот»), лепить куличики из песка («испачкаюсь»). Девочка взяла книжку и принялась ее читать. Когда подружек позвали пить чай, она вежливо отказалась от торта, за столом вела себя сдержанно и скромно. При этом девочка не выглядела унылой, расстроенной или недовольной. Она была самодостаточна и спокойна.
Все взрослые этого маленького городка явно восхищались этой принцессой – всегда послушна, вежлива, опрятно выглядит – ну разве не ангел? Не понимали эту девочку только дети… «Мы не хотим быть такими», – говорили они.
Этот рассказ был напечатан в 1969 году, но и сегодня дети-Робинзоны встречаются очень часто.
Причины одиночества: откуда родом Робинзоны?
Жан Пиаже считал, что детям до трех лет неважно общение со сверстниками, как таковое. Да, они могут играть в одной песочнице, меняться игрушками, ссориться и мириться, но устойчивая потребность в общении с другими детьми у них еще не сформирована. «Я – центр Вселенной, и весь мир крутится вокруг меня», - примерно так думает двух-трехлетний малыш.
Психосексуальное развитие детей трех-пяти лет
Если спросить родителей, осуществляют ли они в семье половое воспитание ребенка, ответить на вопрос смогут далеко не все. Да и что вообще значит "половое воспитание"? Попробуем разобраться в этих и других вопросах, которые волнуют родителей, воспитывающих детей трех - пяти лет. Младший дошкольный во
Читать полностью
Здравствуйте! Мне (во взрослом возрасте) поставили диагноз "парез аккомодац...Курение матери связано с легочными заболеваниями у детей во взрослом возрастеПсихология макияжа. Узнать все с первого взглядаПравда ли, что молоко в взрослом возрасте плохо усваивается ? у меня хр. хо...
После трех-четырех лет хорошо развивающийся ребенок начинает испытывать потребность в общении со сверстниками. Раньше его окружали только взрослые, но ведь с ними мало, что можно сделать. С ними не попрыгаешь по лужам, они постоянно заняты или что-то запрещают, а то и ругаются, вечно боятся, что ты упадешь, измажешься. С ними никак не поспоришь на предмет «у кого мама лучше», «папа – сильнее», а «брат выше неба». Но для всего этого хорошо подходят друзья.
Общаясь со сверстниками, ребенок постоянно то понижает, то повышает свой рейтинг в глазах товарищей и это нормально. «Вчера у меня не получился цветок из бумаги – какое несчастье! Зато сегодня я нашел самую глубокую лужу и встал в нее,
я - самый смелый в садике!» Есть к чему стремиться и есть смысл развиваться.
Но существуют такие дети, которые и в четыре, и в пять, а то и в десять лет не стремятся к сверстникам, у них нет мотивов соревноваться с ними, играть в общие игры и т.д. Обычно такие дети живут в хорошо обеспеченных семьях со взрослыми без других детей. Жизнь этих детей сказочна, размеренна и счастлива: их постоянно боготворят взрослые, покупают дорогие игрушки, красивую одежду, развивают их творческие таланты, безмерно любят и всецело восхищаются ими. Такие дети часто обладают хорошей памятью, умны, хорошо декламируют стихи, рисуют. Их социальная роль в семье – быть хорошей куколкой, принцессой/принцем.
От сказки к эгоизму
«Принцы» и «принцессы» и до взрослого возраста рискуют остаться центром семейной вселенной, развиваясь инфантильными и эгоцентричными. Они не считают нужными взаимодействовать со сверстниками, ведь им и так хорошо.
5-летнюю Вику все воспитатели называли принцессой. Сказочные платьица, изящные туфельки, милое личико с глазами-омутами, кудрявые волосики, изящные манеры делали ее похожей на актрису из старинных черно-белых фильмов. Вика всегда играла одна,
никому не мешала и не любила, когда мешают ей. Если ее звали гулять, а она была чем-то занята, вежливо отвечала, что не может погулять, потому что не достроила дом. Если подгруппы затевали веселую игру вокруг стола, за которым она рисовала, она сдержанно просила не мешать ей.
Однажды, зайдя в приемную, я увидела как двое крепких мальчишек, спрятавшись за шкафчиками, обижают новенькую. Рядом на полу сидит Вика и собирает пазл. Увидев меня, мальчишки разбежались, а Вика продолжила свое занятие. Поговорив с ней позже, я выяснила, что девочка не то, чтобы боялась заступиться, она абсолютно ничего не заметила.
Опасность такого детского развития заключается в том, что дети-Робинзоны не замечают себе подобных, не умеют с ними общаться, договариваться о чем-то, решать общие задачи, и самое грустное – не умеют сопереживать другому, прислушиваться к его желаниям. Эти недостатки могут «с успехом» перенестись в их взрослую жизнь – они продолжительно время остаются одиночками, не могут найти себе пару, или долго перебирают всех подряд, устанавливая контакты и бросая при первой же возможности, не умея выслушать другого, принять его чувства и желания.
Учите ребёнка общаться!
Таких детей неосознанно создают сами взрослые, «перелюбливая» малыша,
в связи с чем его социальный интеллект развивается однобоко.
•Не стоит забывать, что ребенок – это еще незрелая личность. Нет причин постоянно восторгаться и умиляться им.
•Не стоит ограничивать его общение только взрослыми. Чаще приглашайте в гости его сверстников, другие семьи с детьми, устраивайте общие игры, праздники, ходите на общие мероприятия.
•Не мешайте ребенку общаться, не отвечайте за него, если вы видите, что он готов ответить собеседнику.
•Не сравнивайте ребенка с другими ребятами и не настаивайте на общении: «Маша, вот какая общительная, а ты – сам по себе. Хватит сидеть со мной, иди к ним!»
•Подчеркивайте перед ребенком полезность общения с другими людьми, рассказывайте, что нового вы услышали от того или иного человека, какое удовольствие вы получили при встрече с ним.
•Станьте для ребенка примером общительного человека. Общайтесь при ребенке со своими знакомыми. Чтобы малышу не было страшно или скучно, держите его за руку, вовлекайте в общение.
Помогайте ребенку гармонично развиваться в детском социуме.
Ольга ВОСТОЧНАЯ, психолог