У современных детей есть некоторые особенности, которые нужно учитывать при организации учебного процесса как родителям, так и учителям. Современные первоклассники сильно различаются по уровню психологического и физического развития. Это зависит от того, как много времени уделили родители раннему развитию малыша. Часто этот дисбаланс создает трудности при освоении школьной программы.
Кроме того, к 1 классу дети подходят с разным уровнем подготовки. Все чаще первоклассники обладают обширными, но совершенно бессистемными знаниями, если родители с ними регулярно занимались, или вообще могут быть не готовыми к школе. Такое бывает, когда мама и папа считают, что образование – задача школы. Психологи, в свою очередь, считают, что и тот, и другой подход является ошибочным и может создать трудности для обучения.
Современные первоклассники более самостоятельны и независимы, чем их сверстники несколько десятилетий назад. Это качество будет способствовать развитию самоорганизованности, однако в школе может стать причиной проблем с дисциплиной.
К сожалению, дети XXI века не могут похвалиться крепким здоровьем. Среди подростков, например, около 70% имеют различные патологии и хронические заболевания. Часто болеющие дети пропускают занятия, а значит, хуже усваивают урок.
Современные первоклассники сильно разобщены. В наши дни редко можно встретить ребят, играющих в лапту или какую-то другую коллективную дворовую игру. В основном, свободное от учебы время дети коротают за компьютером и другими гаджетами. Собственно, этим объясняются коммуникационные проблемы, которые испытывают дети в первом классе.
Увы, взрослые зачастую не являются авторитетными персонами у будущих школьников. Это не лучшим образом отражается на взаимоотношениях с преподавателями.
Завышенная самооценка современных первоклассников чаще всего формируется благодаря так называемой слепой любви родителей. Мама и папа стараются купать малыша в своей любви. Иногда это становится причиной избалованности и эгоизма ребенка. В присутствии родителей такой малыш будет капризным, требовательным.
Учителя отмечают, что в последние годы заметно увеличилось количество детей с поведенческими расстройствами: у школьников наблюдаются гиперактивность, тревожность, агрессия и т.д. На уроках такие дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим.
Все эти особенности, безусловно, влияют на качество получаемых знаний. Однако родители не должны перекладывать ответственность за успеваемость и соблюдение дисциплины на педагогов. Только совместная работа поможет достичь положительного результата.
Неудовлетворительная успеваемость малышей может быть связана с тем, что кроха слишком мал и не готов «грызть гранит науки». Накануне 1 сентября проведите тестирование ребенка у школьного психолога, чтобы убедиться в том, что он физически и психологически готов к школе, пусть специалист спрогнозирует сценарий его адаптации.
Дети младших классов устают гораздо быстрее старшеклассников. А первоклассники со слабым здоровьем и вовсе нуждаются в специальном режиме и системе реабилитационно-закаливающих мероприятий.
Если у ребенка есть психофизиологические особенности развития – такие, как, например, гипер- или гиподинамический синдром, последствия ММД, повышенная тревожность или агрессивность, – то во время учебного года рекомендуется корректировать их при помощи специалистов.
Адаптационные проблемы первоклассника могут быть обусловлены неудачным выбором учебного заведения или педагога. Очень внимательно отнеситесь к отзывам ребенка об уроках и учителях! Если появится ощущение, что неприятие первоклассником школы является следствием некомпетентности педагога, нужно обязательно разобраться в этой проблеме, пока она не достигла огромных масштабов.
Обратите внимание на отношения ребенка с одноклассниками. Очень важно, чтобы он с кем-то подружился.
Родителям нужно внимательно и терпеливо относиться к интеллектуальным особенностям ребенка. Не стоит «гуманитария» устраивать в школу с математическим уклоном, или записывать малыша в школу с программой повышенной сложности, если он объективно обладает среднестатистическими способностями. Чаще всего это вызывает сильный стресс и дезадаптацию у первоклассника.