Недавние идеи чиновников о необходимости перехода молочников на закупку сырья у крупных хозяйств могут реализоваться на практике уже в ближайшее время. Аграрное министерство лоббирует введение минимальных закупочных цен на молоко, уровень которых заведомо выше той суммы, которую заводы готовы платить частникам. Похоже, чиновники перегнули палку — переработчики заявляют, что скорее сократят объемы производства, чем согласятся переплачивать.
Государство выдоит рынок
На прошлой неделе исполняющий обязанности аграрного министра Александр Баранивский заявил, что его ведомство готовит проект постановления о введении минимальных закупочных цен на молоко на уровне 1200 грн./т. Ранее Минагрополитики уже выходило с подобной инициативой, но не нашло поддержки в Кабмине. Попытки зафиксировать цены на молоко предпринимались и на региональном уровне — в начале этого года подобные эксперименты проводились в Харьковской и Сумской областях, но их итог был крайне печален — производители попросту проигнорировали призыв покупать сырье дороже рыночных цен.
Чем обернется решение молочного вопроса в этот раз, предугадать крайне сложно. Кроме профильного министерства, за административное регулирование указанного рынка на прошлой неделе высказался и Антимонопольный комитет. По его данным, после запрета экспорта отечественной молочной продукции в Россию, закупочные цены на молоко в большинстве областей страны снизились на 25–40% — до 600–800 грн./т. Причем демпинговали не только предприятия-экспортеры, попавшие в затруднительное положение, но и те, кто работает исключительно на внутреннем рынке. При этом цены на готовую продукцию практически не изменились. «То есть переработчики воспользовались дестабилизацией рынка, чтобы получить сверхприбыли», — резюмируют в АМКУ. По подозрению в монопольном сговоре сейчас расследуются дела против ряда молокоперерабатывающих предприятий Сумской, Львовской, Ивано-Франковской и Хмельницкой областей. 70 предприятий уже получили от АМКУ предписание «воздержаться от необоснованного снижения закупочных цен».
Выход из сложившейся ситуации антимонопольщики видят в реструктуризации отрасли и переходе к крупнотоварному производству. Этот вывод в точности совпадает с недавним заявлением г-на Баранивского о том, что в ближайшее время предприятия откажутся от молока из частных хозяйств в пользу сырья крупных ферм.
Вплотную занялись молоком и в Крыму. Совмин автономии утвердил комплекс мер по стабилизации данного рынка, предусматривающий, в частности, проведение тендеров на закупку сырья среди молокоперерабатывающих предприятий, распределение между ними сырьевых зон, недопущение на территорию Крыма несертифицированной молочной продукции. Эти меры, по мнению крымских чиновников, будут способствовать укреплению позиций местных поставщиков сырья, и, в первую очередь, крупных хозяйств. Ведь, чтобы работать с частниками, предприятиям придется вкладывать средства в создание сети пунктов приема молока. Сейчас обсуждается вопрос и о введении на полуострове минимальных закупочных цен.
Переработчики не хотят платить
Стоит отметить, что установление фиксированных закупочных цен выгодно прежде всего крупным хозяйствам. Ведь на сегодняшний день молоко из частных дворов как минимум на 20% дешевле «колхозного». И хотя качество первого зачастую тоже хуже, многие предприятия делают выбор в пользу частника, стремясь сэкономить. Естественно, если цены сравняются, заводам будет выгоднее работать с крупными хозяйствами. До сих пор массовый отказ от данного продукта с частных дворов был невозможен из-за дефицита сырья. До недавнего времени, по оценкам экспертов, переработчики использовали не менее 60% «частного» молока. Но сейчас потребности в сырье резко сократились. «Предприятия, ранее работавшие на российский рынок, сократили закупки на 20–50%», — утверждают в АМКУ. В некоторых регионах, как заявляют представители местных производств, заводы полностью могут обойтись без сотрудничества с частниками. «В Полтавской области сегодня дефицита молока уже нет. Мы вполне можем обеспечить производство сырьем исключительно от крупных хозяйств. А через полгода, по нашим прогнозам, будет наблюдаться даже переизбыток молока», — считает заместитель председателя правления Хорольского молочно-консервного комбината Любовь Подать. Вместе с тем, она утверждает, что цены на уровне 1200 грн./т для большинства переработчиков неподъемны. «К примеру, наше предприятие зарабатывает на сухом молоке. В РФ мы продавали его по $2100/т. Сейчас, когда этот рынок закрыли, недостатка в покупателях, на первый взгляд, тоже нет — мы экспортируем продукцию в Азию и Африку. Но платят за нее не более $1700/т. Чтобы выйти на минимальный уровень рентабельности при таких расценках, нужно покупать молоко по 50 коп./л, а не по 1,2 грн., как предлагает Минагрополитики. По мнению г-жи Подать, если чиновники настоят на введении минимальных цен, предприятия сократят объемы производства и, следовательно, закупки сырья — работать себе в убыток никто не будет.
Недовольны идеей министерства и производители цельномолочной продукции. «Цена в 1200 грн. за тонну молока рыночно необоснованна. Повышение минимальных закупочных цен может прижиться только в случае установления четких механизмов государственного дотирования как сельхозпроизводителей, так и переработчиков. В противном случае подобные «ручные» методы регулирования могут привести к повышению цен на продукцию 25–30%», — уверен генеральный директор ЗАО «Галичина» Владимир Петрина.
Инф. Деловая столица