Есть ли для детей жизнь без садика? Не секрет, что качество государственного образования и «государственного» воспитания в Украине оставляет желать лучшего. Все больше родителей серьезно задумываются о возможности воспитывать ребенка до школы дома.
И хотя дошкольное образование у нас не является обязательным, но маме и папе нужно работать, потому чуть ли не с рождения ребенка, его регистрируют в электронных очередях в детсады — учитывая огромную очередь, как раз до достижения трехлетнего возраста очередь и дойдет, если повезет конечно.
«Мы не будем отдавать ребенка в садик» — эти слова никак не укладываются в голову большинству родителей. Ведь они ходили в сад, и, вообще, все идут, как же можно не идти? «А как же социализация, да и иммунитет — не переболеет в саду, будет болеть в школе!»
Оказывается, в детский сад не идти нельзя! Еще и как можно! И ребенок не вырастет при этом совершенно неадаптированной к социуму, и иммунитет у него сформируется, и скучно ему не будет. Конечно, если родители приложат к этому немножко усилий.
Первоочередное назначение садов.
Детские сады и ясли изначально создавались не для развития, обучения и социализации детей, а для обеспечения родителей ребенка возможностью полноценно работать при невозможности оставлять ребенка с родными или нянечками. Однако почему-то они получили столь широкое распространение, не только в городах, но и в селах мало кто решает воспитывать ребенка дома.
При этом все психологи в один голос заявляют о том, что для ребенка дошкольного возраста сверх важно обеспечить наиболее комфортною для него среду, ведь именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, самооценки, уверенности в себе и множества важных факторов. Конечно, есть дети, которым в саду лучше, чем дома, но на самом деле их достаточно мало по сравнению с детьми, посещающими детский сад по принуждению.
Здоровье детей и формирования иммунитета.
В условиях детского сада почти все дети часто болеют. В общем, нормальной адаптацией считается 8-12 ОРВИ за первый год посещения садика, 6-10 второго, 4-8 за третий и дальше все реже. Но речь идет о легких случаях, которые на самом деле не требуют применения лекарств.
Дело в том, что очень часто мамы, малыши которых заболели в детском саду, начинают комплексную атаку на вирус: в ход идут противовирусные препараты, сиропы от кашля, различные небулайзерные процедуры, а если температура держится более трех дней — то и антибиотики. С одной стороны, их можно понять, ведь нужно на работу, потому что опять же нанимать няню, чтобы ухаживала за больным ребенком, а это дополнительный удар по семейному бюджету. Кроме того, достаточно часто детки в саду с постоянными ОРВИ «зарабатывают» себе воспаление аденоидов, которое мешает нормально дышать и даже спать, и малышам приходится делать операции по удалению аденоидов.
С другой стороны, это не нормально, когда ребенок, находясь в саду, чуть ли не ежемесячно принимает антибиотики. Ненормально, что самый легкий насморк перетекает в бронхит, а то и пневмонию. Ненормально постоянно серьезно болеть и принимать кучу лекарств. Так иммунитет не тренируется, так он только убивается. К тому же, ребенок и так постоянно сталкивается с вирусами и бактериями, ведь не ходить в садик — не значит сидеть дома.
Есть популярное мнение, что если ребенок не переболеет в саду, то будет болеть в школе. Это не так. Возможности иммунной системы в 3 года и в 6 лет совсем разные. Вирус, который в саду приведет к температуре 39 и бронхиту, в 6-7 лет перенесется как легкий насморк. А то и вовсе не повлияет на ребенка, потому что иммунитет его уничтожит еще до появления первых симптомов. Аналогично, как и сам малыш — сравните силу и выносливость трехлетнего и шестилетнего мальчика или девочки.
Потребности и возможности детей дошкольного возраста.
30, 20 и даже 10 детей в группе чаще всего негативно влияют на комфорт каждого отдельного ребенка. Доказано, что дошкольникам для нормального развития достаточно регулярного общения с двумя-тремя сверстниками. Это достаточно легко обеспечить даже на обычной детской площадке.
К тому же, ребенок ежедневно общается и со взрослыми родственниками, и с незнакомыми людьми, автоматически решая проблему социализации. Малыш посещает с родителями магазины, по мере возможности помогает в доме и учится решать поставленные задачи, чем развивает самостоятельность и моторику. Сталкивается с микробами и бактериями, тренируя иммунную систему.
Также параллельно со всем вышеперечисленным, совершенно незаметно для них самих, дети учатся считать, с небольшой помощью изучают цифры, буквы и получают остальные важные знания. А главное — понимают для чего они нужны, их применение в реальной жизни. Например, принести маме 2 красных яблока проще и понятнее, чем по картинкам с воспитательницей изучить, что существует 2 яблока красного цвета.
Дополнительные занятия и досуг для детей.
Выше мы рассмотрели базовую подготовку малыша дошкольного возраста в условиях отсутствия сада, однако, конечно, не лишним будет и многообразие впечатлений. Детей старше 3-4 лет уже смело можно отдавать на различные кружки, где они не только учатся, но и приспосабливаются к коллективу, однако в гораздо более простых условиях: занятия длятся недолго и мама чаще всего где-то рядом. Это могут быть танцы, плавание, гимнастика, борьба, художественные и музыкальные кружки, изучение иностранных языков и многое другое, в соответствии с предпочтениями детей и их родителей.
И самое главное, как найти возможность не отдавать ребенка в садик?
Чаще всего родители отдают детей в детсады, поскольку это дает возможность работать и не тратить много средств на няню. Но если без садика, то как тогда быть? Кто будет присматривать за малышом? Конечно идеально, если это все же будет мама или папа, бабушка, дедушка или другие близкие люди. Рассмотрим несколько вариантов:
Профессия мамы позволяет работать дома, работа папы посменная, или тоже надомная, с гибким графиком. Обычно при таком раскладе и работать вполне возможно, и смотреть за ребенком.
Рядом проживают бабушки и дедушки малыша, которые имеют свободное время. Если позволяет доход, можно нанять няню: почасово, на целый день, на несколько дней в неделю или на всю неделю в зависимости от графика работы родителей.
Скооперироваться с одной-двумя-тремя мамами, которых вы хорошо знаете. А главное, которые тоже не хотят отдавать детей в детсады и оставаться со всеми детьми по очереди.
Кстати, о няне. Если мама работает дома, но малыш еще совсем не умеет самостоятельно играть, и рядом с вами есть соседские дети-подростки, которые любят нянчиться с меньшими, достаточно хорош следующий вариант: старший ребенок просто приходит поиграть с вашим малышом на час два, при этом вы дома и все контролируете, но и имеете возможность сосредоточиться на работе. В конце вы получаете время на работу и зарплату, подросток получает карманные деньги на расходы, ваш малыш — хорошо проведенное время.
Итак, для родителей, которые решили не отдавать ребенка в садик, всегда найдется возможность оставить его дома. Но обычно выбор только за вами, главное, чтобы вопрос о детском саде и его необходимость был обдуман, с учетом потребностей семьи и особенностей характера малыша.