Ученые знают, что при взгляде на другого человека достаточно нескольких миллисекунд, чтобы мы подсознательно оценили его лицо и получили первые впечатления.
Теперь исследователи обнаружили, какие именно черты лица формируют специфические первые впечатления о характере незнакомца и о том, можно ли ему доверять.
Форма и размер рта, к примеру, напрямую связаны с возможностью сближения с человеком, а размер глаз – ключ к привлекательности.
Исследователи также пришли к выводу, что первые впечатления весьма просты и предсказуемы.
Соавтор исследования Том Хартли (Tom Hartley), преподаватель в отделении психологии Йоркского университета в Англии, сказал: «Наша работа показала, какие именно черты лица ассоциируются с первыми впечатлениями о человеке. Поэтому мы можем изобразить портрет наиболее привлекательного человека, или даже «играть» с фотографиями, чтобы произвести желаемый эффект».
Исследователи проверили свои результаты, создавая мультяшные портреты, в которых были намеренно усилены определенные черты лица, создававшие у людей предсказуемое впечатление.
«Мы хотели увидеть, как люди оценивают изображения других людей, которые видят каждый день, в том же интернете. Впечатления, которые мы создаем о себе, показывая свои лица на аватарах или селфи, становятся все более важной частью нашего «я» в цифровом мире, где люди видят обычно картинку, а не человека из плоти», - сказал Хартли.
Николас Руле (Nicholas Rule), профессор психологии в Университете Торонто (Канада), согласен с ним: «Люди принимают такие решения постоянно, особенно в контексте современных социальных медиа. Люди видят множество фотографий, которые они автоматически оценивают».
В исследовании, результаты которого были опубликованы 28 июля в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, ученые проанализировали 65 характеристик лица, таких как длина глаз или ширина бровей. Используя полученные результаты, они пытались создать статистическую модель, которая могла бы точно предсказывать впечатления о человеке по его фотографии.
Среди все прочего, представление о «мужественном» лице определялось высотой бровей, структурой скул, оттенком и текстурой кожи.
Все эти черты были связаны с доминированием.
Более женственные черты лица, как оказалось, были связаны с привлекательностью и молодостью.
«Некоторые из наших наиболее важных суждений зависят от совершенно очевидных вещей: улыбка говорит о дружественности, злое выражение лица делает менее привлекательным. Тем не менее, многие из найденных нами характеристик гораздо менее очевидны. К примеру, бледность кожи ассоциируется с непривлекательностью человека», - говорит профессор Хартли.
Главная проблема в том, что вид обложки не всегда отражает содержимое книги.
«Опасность такого подхода людей в том, что эти поверхностные суждения неточные, поэтому мы неверно судим о людях по их внешнему виду. Еще хуже, что мы не осведомлены о том, что именно заставляет нас формировать то или иное мнение о человеке, и это делает нас жертвами собственных предвзятых суждений», - предупреждает исследователь.
Эволюционные изменения могли дать людям способность быстро формировать мнение о других, относя их к потенциальным союзникам или врагам. Но сегодня разнообразие встречающихся нам рас, национальностей и черт лица людей так велико, что эта способность может не столько помогать нам, сколько вводить в заблуждение.