Кажется, совсем недавно вы принесли своего кроху из роддома. Но время пролетело, и вот он уже собирается присоединиться к первому в жизни детскому коллективу. Как подготовить ребенка к посещению садика? Чему научить его, чтобы облегчить процесс адаптации? Что говорить и как себя вести, чтобы малыш перенес перемены в своей жизни безболезненно? Постараемся найти ответы на эти вопросы.
Требования к состоянию здоровья ребенка. Согласно законам РФ, малыши, поступающие в детские сады, должны быть тщательно обследованы, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net
На каждого ребенка оформляется специальная карта, в которую заносятся сведения о его семье, хронических заболеваниях, уровне физического и психического развития, проведенных вакцинациях. Документ оформляет участковый педиатр, он же рекомендует врачей-специалистов, которые должны осмотреть малыша. Это:
хирург;
отоларинголог;
окулист;
стоматолог;
ортопед;
невролог;
дерматолог;
эндокринолог;
психолог.
Заключения специалистов остаются актуальными довольно долго, поэтому обследования, проведенные в течение года до оформления карты, повторять не нужно. Для деток старше трех лет необходимо также посещение логопеда.
Кроме того, в карту вносятся результаты следующих лабораторных исследований:
общие анализы мочи и крови;
анализ крови на определение содержания глюкозы;
анализ кала на яйца глистов;
соскоб на энтеробиоз.
Исследования стоит делать как можно ближе к дате передачи карты в садик, поскольку результаты некоторых из них быстро устаревают. В момент окончательного оформления документа в него вносится также справка об отсутствии контактов ребенка с инфекционными больными в течение последней недели.
Если малыш к моменту составления карты получил все плановые прививки, информацию о них вносит в документ участковый педиатр. Бывает, что вакцинации не сделаны по медицинским показаниям или по решению родителей. Сведения об этом также фиксируются в документе. Отсутствие прививок не может стать причиной отказа от зачисления в детское дошкольное учреждение, но медицинский работник садика должен быть проинформирован об этом обстоятельстве.
Недавно Министерством здравоохранения РФ было внесено предложение по отмене обязательной диспансеризации ребятишек, поступающих в детские сады. Смысл проекта состоял в том, что многие обследования дети и без того должны проходить в определенном возрасте (например, в один или два годика), и визиты к врачам-специалистам при оформлении «садиковской» карты в итоге превращаются в пустую формальность (особенно учитывая огромную загруженность врачей детских поликлиник). Ожидалось, что поправка в законах о здравоохранении и образовании будет принята к 1 сентября 2015 года, но этого не случилось. Следовательно, положение об обязательной диспансеризации пока продолжает действовать.
Официального списка заболеваний, при которых ребенок не может быть принят в детский сад, не существует. Однако это не означает, что особенности состояния здоровья малыша не надо учитывать при оформлении в дошкольное учреждение. Для детишек, страдающих хроническими заболеваниями, имеются специальные садики, в которых им будут обеспечены индивидуальный уход и дозированные нагрузки. По рекомендации доктора ребенка должны оформить в учреждение для слабовидящих или слабослышащих, малышей с соответствующей степенью задержки психического развития, аллергией, эндокринными нарушениями, проблемами опорно-двигательного аппарата и т. д. Родителям стоит внимательно относиться к советам специалистов не только потому, что в специализированном детском садике уход будет оптимальным. Такие учреждения осуществляют и работу по коррекции физических недостатков малышей и подготовке к школе, что далеко не всегда могут грамотно сделать в обычном детском саде и даже в семье.
Распространенная проблема: кроха не хочет ходить в садикБывает, что документы готовы, вопросы с оформлением решены и кажется, что все неприятности позади, но тут родители сталкиваются с неожиданной проблемой: ребенок категорически отказывается ходить в садик. Никакие уговоры не помогают, каждое утро превращается в бесконечную истерику. В данном случае не стоит думать, что садик плох или ваше чадо пока не привыкло. Скорее, вы сделали несколько ошибок, которые теперь придется исправлять.
Прежде всего, малыша необходимо готовить к посещению детского учреждения. Ему предстоит принять очень серьезные перемены, а это невозможно без предварительного осознания. В каком-то смысле жизнь в садике прямо противоположна всему опыту ребенка и мгновенный переход к ней влечет за собой серьезный стресс. Для сравнения:
дома ребенок является центром интересов взрослых людей. О нем заботятся в первую очередь, даже его промахи обсуждают индивидуально. В садике он только один из целой группы, и вовсе не самый главный;
взрослые члены семьи любят малыша, они ласковы и снисходительны. Работники садика относятся ко всем деткам одинаково, их надо слушаться, даже если что-то не нравится;
режим дня, занятия и пища в дошкольном учреждении могут сильно отличаться от домашних;
в садике приходится контактировать не только с отдельными детьми, но и с целым коллективом, а это далеко не всегда комфортно.
Чтобы избежать полного неприятия новых обстоятельств, ребенка следует готовить к ним заранее. Если учесть, что в больших городах малышей записывают в детские учреждения чуть ли не с рождения, будем считать, что садик выбран задолго до того, как кроха достигнет оптимального возраста для начала посещения. Кстати, таким возрастом специалисты считают 2,5-3 года: именно тогда детишки легче всего переносят период адаптации.
За 3-4 месяца до начала новой жизни надо познакомить ребенка с местом его будущей «работы»: рассказывать о том, что делают детки в садике, как они играют, обедают, занимаются. Надо подчеркивать, что возможность посещать детский сад появилась у малыша потому, что он повзрослел, поумнел, стал самостоятельным. Прекрасно, если старшие члены семьи дадут ребенку понять, что гордятся его успехами и ждут дальнейших достижений. Есть смысл сделать окрестности детского сада местом постоянных совместных прогулок, чтобы малыш видел, как другие играют на территории.
Специалисты отмечают следующие закономерности:
чем полнее ребенок владеет навыками самообслуживания, тем увереннее он чувствует себя в группе;
легче адаптируются к саду малыши, режим дня которых предварительно скорректировали, приблизив его к тому, что принят в детском учреждении;
ребенку проще научиться контактировать с другими детьми и воспитателями, если он умеет играть и занимать себя самостоятельно;
хорошо адаптируются детишки, у которых есть опыт общения со своими сверстниками. Речь идет о простейших навыках знакомства, обмена игрушками, беседы, приглашения на игру и т. д.
Приучать к садику малыша надо постепенно. В течение нескольких недель стоит забирать его перед обедом или сразу после. Очень важно, чтобы ребенок точно знал, когда за ним придут, и чтобы это правило никогда не нарушалось. Приводя кроху в сад, необходимо вести себя приветливо со всеми детьми, их родителями и воспитателями: для вашего малыша это будет знаком надежности и безопасности. Хорошие результаты дает установление ритуалов прощания, встречи, возвращения домой.
Одним из самых важных аспектов приучения ребенка к садику является уверенность родителей в том, что такое воспитание необходимо. Если кто-то в семье сомневается и видит некую альтернативу, малыш это чувствует и адаптация проходит намного сложнее.