Правительство под давлением Министерства финансов Украины, сомневающегося в выполнении Госбюджета-2006, снова инициирует приватизационный процесс и опять критикует Фонд госимущества.
В минувший четверг Правительственный комитет по вопросам экономической политики Украины поддержал проект Распоряжения Кабинета Министров Украины, которое предполагает внесение дополнений в Распоряжение правительства от 26 декабря 2005 года, а именно — увеличение списка предприятий, запланированных для продажи в нынешнем году. Данный документ был подготовлен Фондом государственного имущества Украины, который предлагает внести в утвержденный в конце прошлого года перечень подлежащих приватизации объектов госсобственности пакеты акций еще 35 предприятий. В их числе — такие крупные объекты, как ОАО «Росава» (74,62% уставного фонда), ОАО «Киевский мотоциклетный завод» (100% уставного фонда, не считая акций, реализуемых по льготной подписке), ОАО «Холдинговая компания „Лугансктепловоз“» (76%), ОАО «Южный электромашиностроительный завод» (75,01%), ОАО «Киевской завод „Реле и автоматики“» (58,936%), АО «Лизинговая компания „Украгромашинвест“» (50,08%), ОАО «Олевский завод тракторных нормалей» (26,002%) и ОАО «Гостиничный комплекс „Мир“» (45,433%). Кроме того, по предложению ФГИУ проект Распоряжения также дополнен списком из 17 объектов, по которым в текущем году будет начата и проведена предприватизационная подготовка. В их числе — государственные предприятия Украгроспецсервис и Львовский ипподром, Северодонецкое «Объединение „Азот“» и Львовское предприятие «Львовприбор».
Как сообщалось ранее, идея расширить перечень объектов госсобственности, подлежащих приватизации в нынешнем году, родилась в первой половине марта. Так, на последнем перед выборами заседании Кабмина премьер-министр Украины Юрий Ехануров недвусмысленно дал понять, что с апреля приватизационный процесс будет возобновлен. При этом он заявил, что кроме «политических мотивов» ход приватизации блокируется рядом проблем, главная из которых, по оценкам главы правительства, состоит в пассивной позиции Фонда, который, как известно, уже более года не инициировал ни одной серьезной продажи. И, поскольку серьезных намерений в этом отношении председатель ФГИУ Валентина Семенюк в течение первого квартала так и не продемонстрировала, премьер наконец предложил Фонду «определиться, какую функцию он будет выполнять». То есть — заниматься совершенствованием системы государственного управления имуществом или же приватизацией.
Между тем, само правительство тоже не проявляло ни малейшей активности в этом плане. Ведь, как известно, список объектов, запланированных к приватизации в нынешнем году, Кабмин утвердил упомянутым Распоряжением еще накануне Нового года. При этом правительство вряд ли не отдавало себе отчет в том, что, несмотря на изрядный объем – всего 111 пакетов акций, подготовленный ФГИУ перечень состоял только из мелких или неликвидных объектов. Наряду с этим еще в конце ноября 2005 года Президент заявил, что в 2006 году будут проданы как минимум три крупных объекта — Одесский припортовый завод, ОАО «Укртелеком» и ОАО «Никопольский завод ферросплавов». К тому же премьер сообщил, что кроме этих предприятий Кабмин планирует продать в 2006 году еще два крупных объекта — Криворожский горно-обогатительный комбинат окисленных руд (КГОКОР) и ОАО «Никопольский пивденнотрубный завод» (НПТЗ), а также шесть холдингов. Однако предприватизационная подготовка «Укртелекома» и КГОКОРа, инициировать которую должен был именно Кабмин, «зависла», Одесский припортовый, видимо, было решено не продавать в силу обострившихся отношений с Россией, а определенность в судьбе Никопольского ферросплавного не достигнута по сей день. И одной из главных причин того, что государство так и не приблизилось к продаже так называемых «президентских» объектов, стало отсутствие политической воли в самом правительстве.
Ныне же чрезвычайную озабоченность этим вопросом продемонстрировало уже Министерство финансов, все реальнее осознающее угрозу дефицита Госбюджета. Так, несмотря на внесенные Фондом дополнения, с точки зрения министра финансов Виктора Пинзеныка, предложенный им список объектов «не обеспечивает предусмотренные в Госбюджете поступления средств от приватизации». Поэтому г-н Пинзенык обратился непосредственно к премьеру с просьбой обязать Фонд подготовить такой перечень, который обеспечит выполнение бюджетных задач. Впрочем, тот факт, что названные Фондом предприятия действительно едва ли могут принести государству сколько-нибудь значительные дивиденды, вполне осознают и в правительстве. Так, по подсчетам Секретариата Кабмина максимальный объем поступлений от приватизации объектов согласно ранее утвержденному Кабмином перечню могут составить не более 750 млн грн. Соответственно от продажи объектов из предлагаемого ныне дополнительного списка государство сможет выручить 850 млн грн. Итого — 1 млрд 600 млн грн при запланированных в бюджете 2 млрд. При этом эксперты Секретариата констатируют, из предложенных Фондом объектов, продажа большей части из них весьма маловероятна, во-первых, вследствие низкой ликвидности самих объектов, а, во-вторых, в связи с многочисленными судебными процессами, что, впрочем, и так совершенно очевидно.
Таким образом, беспокойство министра финансов вполне понятно и оправданно — если Фонду в этом году не посчастливится как-то особо успешно продать пару высоколиквидных объектов, план поступлений средств от приватизации в Госбюджет будет сорван. Между тем, председатель ФГИУ Валентина Семенюк полна оптимизма и, констатировав, что за январь-февраль Фонд перечислил в Госбюджет 32 млн грн, при плане в 20 млн, подчеркнула: «наполнение бюджета зависит не от количества приватизируемых объектов, а от качества их продажи». Вероятно, надеясь найти еще одну «Криворожсталь»…
Елена Герасимова,
корреспондент
ELCOMART News
(www.e-news.com.ua)