Все чаще в аналитике молочного рынка встречаются данные, касающиеся совсем не молочных продуктов – например, соевого, рисового и миндального молока. Свойства этих продуктов и их влияние на здоровье тщательно и всесторонне изучаются.
Во многих странах на рынок давно выведены и успешно продвигаются бренды продуктов, произведенных из растительного сырья (в основном, бобовых и орехов), но имеющие в названии слово «молоко», «сыр», «йогурт», «сливки» и т.д. Издаются книги, посвященные пользе этих продуктов, и их преимуществам по сравнению с продуктами молочными. Интернет тоже не стоит в стороне. Довольно агрессивный лозунг «Go Dairy Free» с одноименного сайта цитируется многими медиа, работающими в области питания и пищевых продуктов.
Мировая молочная промышленность следует запросам потребителей, предлагая все более разнообразные молочные продукты, произведенные по инновационным технологиям. При этом, кроме внутриотраслевой конкуренции, приходится учитывать также и угрозы, исходящие от альтернативного молочному рынка. В Северной Америке он сегментируется так: 70,5% — соевое молоко, 14,64% — миндальное молоко, 7,9% — рисовое молоко и 6,8% — другие виды продуктов. В 2013 году этот рынок оценивался в USD2,5 млрд и при совокупном среднегодовом темпе роста 13% к концу 2018 может достичь USD4,5 млрд. Это 35,7% мирового рынка. А за последние 3 года, как пишут аналитики Global Market Research, он вырос на 40%. Поэтому они задаются вопросом – представляет ли такой бурный рост реальную угрозу рынку молочных продуктов?
В молочных отделах украинских супермаркетов засилья альтернативных продуктов не наблюдается. Там пока представлены именно молочные продукты. Но уже можно увидеть и соевое молоко, сухие сливки из растительного сырья, а также некоторые другие.
Здесь уместно напомнить, что еще в 2007 году около 60% всей сои в мире было генетически модифицированной, а данные USDA свидетельствуют о том, что в 2014 году такой сои в США было уже 93%. При этом вопрос – из какой же сои при этом делается соевое молоко, поднимается не часто, и, в основном, это волнует организации, которые относят себя к приверженцам органических продуктов, здорового питания и т.п.
Украинских производителей молочки робкое внедрение «чужих» в стройные ряды настоящих молочных продуктов, похоже, не волнует. Прежде всего, не до того им сейчас. Да и преданность украинского потребителя настоящему молоку от коровы позволяет надеяться, что украинская молочная промышленность будет и дальше оставаться молочной. Но вообще говоря, стоит помнить, что потребительские пристрастия иногда могут меняться довольно быстро. Особенно если измениться им помогают просчитанные маркетинговые действия компаний, претендуюших на кусок «молочного пирога».