Современная нормальная и патологическая физиология все больше расширяет сферу влияния вегетативной нервной системы. В связи с этим усложняются и наши представления о значении ее тонуса для конституционального состояния организма. Ибо речь идет обычно при этом все еще о нарушениях равновесия тонуса симпатической и парасимпатической нервных систем, о создании патологических конституциональных типов, симпатико- и ваготонии.
Нет сомнения, учение Эппингера и Гесса о ваготонии, основанное на данных фармакодинамического исследования организмов при посредстве ядовитых веществ, обладающих ваго- или симпатикотропным характером, встретило немалое количество непреодолимых для него возражений. Однако критика этого учения в своем утверждении, что от него не осталось камня на камне, как уже было указано, слишком рано торжествует победу.
Несомненно, во всяком случае, одно: проблема нормальной и патологической функций вегетативной нервной системы — одна из труднейших проблем современной биологии. С одной стороны, вегетативные функции организма находятся в непосредственной зависимости и от других отделов нервной системы, с другой — влияние вегетативной системы на различные отделы центральной, не исключая и тех, которые являются субстратом психической жизни, не вызывают больше сомнений. Физиологическая школа в психологии давно оценила это влияние, дав известную формулировку: «Нам грустно, потому что мы плачем».
Благодаря существованию периферических нервных узлов, вегетативная нервная система до известной степени автономна в своих функциях. Это название — автономной нервной системы — сохраняют, однако, лишь для так называемой парасимпатической части вегетативной нервной системы, так как входящая в ее состав симпатическая нервная система современной физиологией выделяется в самостоятельную функциональную единицу. Основанием для этого служит физиологический антагонизм между автономной и симпатической иннервацией.
e-news.com.ua