Старение характеризуется многими морфологическими, функциональными и обменными сдвигами.
С увеличением числа прожитых лет (календарного возраста) частота и выраженность этих сдвигов неуклонно увеличиваются, что позволяет считать их естественной мерой степени постарения.
Однако хорошо известно, что 2 индивидуума одного и того же календарного возраста могут резко различаться по выраженности признаков старения.
Это отражает индивидуальную вариабельность темпа возрастных изменений и определяет необходимость выработки надежного показателя постарения.
Таким показателем является биологический возраст, характеризующий физиологическое состояние данного индивидуума, в отличие от календарного возраста, которому соответствует более или менее широкий диапазон колебаний морфологических и функциональных параметров в данной популяции.
Индивидуальная вариабельность характерна для всех этапов онтогенеза человека.
Так, новорожденные дети различаются по зрелости механизмов терморегуляции, годовалые — по развитию локомоции и речи, подростки — по степени полового созревания.
Гетерохронность развития определила выработку отдельных критериев биологического возраста (костный, зубной и психологический возраст, степень полового созревания), в большей или меньшей степени не совпадающих у данного индивидуума на данном этапе его развития.
В последние годы разработаны методики интегральных оценок степени развития и полового созревания с использованием специальных алгоритмов для ЭВМ (Bielicki, 1975; Розенштейн, Дзюба, 1975).
Общие подходы к проблеме
Существует принципиальное различие между возможностями определения биологического возраста на ранних этапах онтогенеза и в старости. Оценивая, например, степень полового созревания, можно проводить сопоставление фактического состояния отдельных систем с четким физиологическим эталоном.
Таким эталоном является состояние этих систем при заведомо завершившемся половом созревании. Однако в геронтологии однозначный критерий, абсолютный эталон старости отсутствует, что приводит к значительным методическим затруднениям.
Первая в нашей стране (и одна из первых в мире) работа по определению биологического возраста пожилых людей выполнена П. Н. Соколовым в Институте экспериментальной медицины (г. Санкт-петербург) и опубликована в 1935 г. За последние десятилетия число публикаций на эту тему резко возросло (обзоры литературы см.: Bourliere, 1971; Shok, 1978).
Накопленный опыт позволяет сформулировать основные требования к показателям, использующимся для определения биологического возраста (Bocher, Heemskerk, 1969; Gitman, 1969; Shok, 1978). Это, во-первых, простота их определения у человека, позволяющая обследовать большие контингенты, и абсолютная безопасность.
Относительная легкость проведения того или иного теста не обязательно является его недостатком. Данные литературы позволяют считать, что оценка степени постарения на основании некоторых внешних его проявлений (поседения, облысения и др.) может не уступать той, которая получена с помощью сложных инструментальных методик.
Второе требование к показателям биологического возраста заключается в их разносторонности. Коль скоро старение изменяет состояние различных органов и систем, его количественную оценку, очевидно, нельзя получить, используя один или два показателя.
Как правило, при определении биологического возраста человека используются антропометрические, физиологические и биохимические тесты; информативность психологических (психометрических) показателей пока остается неясной.
Принципиальное значение имеет использование физиологических нагрузок, позволяющих установить не только базовую величину показателя, но и пределы его функциональных сдвигов. Поскольку старение сопровождается неуклонным увеличением риска смерти, за основу для определения биологического возраста можно принять жизнеспособность организма.
В таком контексте биологический возраст индивидуума можно оценить по соотношению его жизнеспособности с максимальной и минимальной жизнеспособностью, являющимися видовыми показателями. При таком подходе предельными показателями биологического возраста будут 0 и 1.
Понятие «жизнеспособность» не имеет единого определения. С точки зрения возрастной физиологии, жизнеспособность отражает диапазон адаптационных возможностей организма. Эта величина не может быть измерена непосредственно в процессе обследования человека или экспериментального животного, что диктует необходимость поиска окольных путей.