Обучение детей чтению не должно быть похожим на пытку. Это занятие должно приносить радость не только обучаемому, но и обучающему. Иначе перейдет все в крики, слезы, обиды и ненависть к книгам. Дети просто начнут бояться вас или сделать ошибку. Но ведь все делают ошибки. Как говорится, не совершает ошибок лишь тот, кто вовсе ничего не делает.
Кто-то начинает обучать ребенка только к школе, кто-то же стремиться научить малыша еще в садике. Никто не скажет, когда точно нужно это делать. Но обучать необходимо - это 100%. Некоторые дети сами просят их научить читать. Не только, чтобы чувствовать себя более взрослыми, но и для того, чтобы самостоятельно почитать себе сказку, пока родители заняты своими делами.
Не стоит навязывать уроки ребенку. Для того, чтобы он захотел читать, начните с себя. Читайте сказки ребенку почаще, да и сами отдыхайте с книгой в руках. В современное время у детей больше интереса к компьютеру, планшету и телевизору, утеряна та ниточка любви к книгам. В редких семьях сохранилась традиция вечера проводить за чтением, а не просмотром телевизора.
Только читая, ребенок в будущем будет лучше учиться, быстрее воспринимать информацию, а также будет более грамотным по сравнению со своими сверстниками. Ему на «автомате» будут запоминаться слова, их правильное написание и употребление. Словарный запас увеличится. Поверьте, через лет десять читающий ребенок по количеству узнанных из книг слов переплюнет многих взрослых, которые все свободное время проводят у компьютера или голубого экрана телевизора.
Правильно обучаем ребенка читать
Начинать необходимо с покупки первой книги: азбука или букварь. Отдавайте предпочтение таким книгам, где кроме букв и слогов много картинок, которые помогут ассоциативно запоминать ребенку новую информацию.
Превратите занятие в игру. Если вы будете получать удовольствие от занятий, то, скорее всего, и ребенку понравится. На каждую букву поищите заранее скороговорку или стишок, которые помогут лучше запомнить изученное.
Всегда начинайте обучение только с гласных. Их, во-первых, меньше, во-вторых, их проще запомнить и выговорить. К тому же вы можете взять любимую песенку вашего малыша, и на его мотив пропеть ту или иную гласную. Или же для каждой гласной выбрать свою мелодию. Тоже сработает ассоциативное мышление и память. Превратите обучение в творчество. Лепите, рисуйте, разукрашивайте, вырезайте, склеивайте. Все, что поможет превратить запоминание алфавита в игру.
После изучения гласных приступайте к согласным. И тут снова правило. Никаких «ЭМ», «ЭН», «ЭР». Должно быть «М», «Н» и «Р». Так будет проще сразу начать читать по слогам. В противном же случае вам придется очень долго объяснять ребенку почему читается «РА», а не «ЭР-А». ведь он выучил букву «ЭР», а не «Р». И долгие объяснения отобьют все желание изучать правила чтения, перестанут приносить радость и удовольствие.
Придумывайте вместе с малышом сказку на каждую букву. Пусть он активно принимает участие. «Путешествие» какой-либо буквы по стране или джунглям с приключениями. Сделайте букву из бумаги или ткани и соорудите для нее окружение, как в сказке. Горы из подушек, встречи со зверями (игрушками). Пусть буква разговаривает, почаще начинаются слова именно с этой буквы.
Обучение детей чтению - это вовсе не сложно. Главное, побольше творчества и игры. Детям важно все потрогать, попробовать, понюхать. Можете вместе лепить печенья в виде выученных букв. Или из соленого теста делать «учебный материал».
Когда гласные выучены, и начинаете изучать согласные, покажите малышу на примере изученной согласной чтение слогов. К примеру «Б-А», «Б-О» и т.д. как только ребенок поймет, что у него получается, он с еще большим удовольствием начнет учиться. Не нужно пытаться охватить все разом. Понемногу за раз. Длинные занятия утомительны. Отведите для них определенное время.
Не пытайтесь впихнуть в ребенка кучу информации. Начинайте с простого, постепенно набирая темпы и уровень сложности. Обязательно хвалите за каждый успех. Пусть и маленький. Не ругайте, если что-то не получается. Лучше объясните снова. Медленно. Попробуйте другими словами. Возможно, вам кажется, что вы говорите просто, а для ребенка - это как будто на иврите с ним говорят.
Гуляя по улице, показывайте на вывески. Просите малыша назвать буквы, которые он видит.
Не стоит новый урок начинать с изучения нового. Лучше повторите старое, закрепите. Важно не только прошлый ваш урок вспомнить, но и предыдущие, чтобы убедиться, что кроха все помнит и понимает.
Ошибки при обучении ребенка чтению
Слишком много всего за один раз. Разбивайте информацию на небольшие блоки, рисуйте картинки, придумывайте истории и сказки.
Длительный урок. Не стоит высиживать час. Для ребенка это трудно и скучно. Лучше раз 5 за день минут по 10 садитесь и занимайтесь.
Неправильное изначальное заучивание произношение согласных. Нельзя учить «БЭ», «ПЭ», «КА» и прочее. Это только запутает ребенка в будущем. Одна буква - один звук! Исключение разве что гласные, в которых кроется звук «Й»: я, е, ё, ю.
Новый урок - новая информация. Всегда повторяйте пройденное.
Слишком ранний возраст. Пока ребенок не научится связно разговаривать, притом четко, ни о каком обучении чтению даже не стоит задумываться. К тому же ребенок сам должен проявить интерес к книге и чтению.
Слишком сложные книги. Тяга купить новые «раскрученные» книги, хотя в старых изданиях нередко все намного проще объяснено. Полистайте книгу, прежде чем купить. Ознакомьтесь с методикой обучения этого автора. Желательно почитать отзывы на различные буквари, попереписываться с другими мамочками на форумах, узнать у них, что лучше.
e-news.com.ua