Интернет-магазины будут развиваться стремительным темпом — логистические компании должны увидеть в этом новую возможность прибыльного бизнеса.
Любой здравомыслящий бизнес стремится к тому, чтобы укрепить свои прежние успехи и максимально их масштабировать. Уже приевшаяся всем эпидемия COVID-19 ломает эти продуманные планы.
В 2021-м логистические компании должны мастерски оперировать рисками и ориентироваться на интернет-торговлю. Для нас именно "таков путь", как сказал бы Мандалорец.
Прекрасное далеко (в далеком прошлом)
Как и в 2008 году, 2020-й буквально разрушил экономические прогнозы даже самых известных футурологов. Бизнесы приостанавливали работу и это прямо влияло на логистическую отрасль. По данным Госстата, в январе-ноябре (11 месяцев) прошлого года логистические и транспортные компании, если сравнивать с аналогичным периодом в 2019-м, уменьшили объем перевозок на 11,6% (до 546,6 млн тонн). Особенно же "просели" перевозки автомобильным транспортом — аж минус 21,6%.
Множество логистических тенденций, характерных для 2020-го, останется в силе и в этом году. Например:
• Когда "стоят" предприятия, "замерзает" и В2В-логистика. Однако карантинные ограничения никак не ограничили любовь населения к потреблению, а также спровоцировали скачок запроса на цифровые развлечения (вместо музеев, театров и кинотеатров). Соответственно, заказов товаров к дому было и будет все больше — эту тенденцию закрепит выход в онлайн нетипичных категорий продуктов. В интернете теперь возможно купить всё. Итог: логистический В2С-сегмент продолжит процветать.
• Кстати, немного о "процветать". Это произойдет, если почтовые стартапы и/или компании, которые сконцентрировались на В2В-доставках, выдержат клиентскую нагрузку. Фактом остается то, что рост рынка В2В-логистики совершенно незначителен по сравнению с В2С. Но стоит отметить, что рост доходов логистических компаний в сегменте В2С возможен при двух условиях: наличии ресурсов и отшлифованном операционном управлении.
Согласно отчету McKinsey, во втором квартале 2020 года объемы международного e-commerce росли двузначными цифрами (что подтверждают такие игроки, как PayPal и UPS). Наивно ожидать, что привыкшие к домашнему комфорту и своим котам (и их несовершенным аналогам) потребители вновь массово окунутся в офлайн-ритейл. Кроме того, логисты должны решить реальные организационные проблемы: качественное отслеживание грузов, диджитализация бизнеса, нехватка персонала нужной квалификации и с необходимыми компетенциями.
• То открытые, то закрытые границы для грузов и пассажиров в 2020-м провоцировали существенные задержки поставок товаров. Логистические компании были лишь частью цепи, в которой далее следовали задержки производства и недовольство клиентов. К примеру, когда Польша закрыла границу с Германией, образовалась 60-километровая очередь из грузовиков. А в одном из китайских портов насобиралось более 50.000 контейнеров, которые не было куда деть. И если проблему пассажирских перевозок государства планируют решать путем введения обязательной вакцинации, в области логистики свет в конце туннеля связывают с усовершенствованием техники дезинфекции товаров.
• Hardcore-логистику (ее "производство") невозможно организовать удаленно (как и строить дома и продавать на рынке). Поэтому в 2020-м приоритетом для транспортных компаний стала безопасность сотрудников. Большинство из них смогли адаптироваться и работать в новом формате: сократилось количество людей, которые работают офлайн в сутки, стали нормой применение личных средств защиты и работа на требуемом медиками расстоянии.
"Как прежде" не будет: привыкаем к new normal
Логистический бизнес несколько похож на работу поставщиков электроэнергии или газа. Когда их сервис безупречен, они незаметны. (Другой пример: iPhone пользуется услугами 200 поставщиков из 43 стран мира, но покупатель часто видит только доставку от магазина к себе домой). Но когда клиенты начинают обращать на них внимание, значит происходит что-то неладное. Чтобы остаться (в вышеупомянутом смысле) "незаметными", транспортным компаниям придется приложить существенные усилия.
Во-первых, изобретение надежной и качественной вакцины от коронавируса зацепит логистическую отрасль по касательной — это прекрасная новость для наших клиентов, сотрудников и их семей, но в долгосрочной перспективе затраты на логистику могут возрасти из-за ужесточения транспортных процедур. В том числе и преимущественно — из-за обеззараживания товаров.
Во-вторых, среди логистов серьезно усилится конкуренция. Особенно нелегко будет мелким игрокам, перед которыми не только серьезные экономико-медицинские вызовы, но и значительные проблемы в плане IT-инфраструктуры, антикризисных протоколов, резервного бюджета и, конечно, публичных коммуникаций, значение которых не стоит приуменьшать. Компаниям предстоит предложить клиентам безупречного качества услуги по приемлемой для рынка цене. Не все выдержат этот тест.
Все в онлайн
2021 год — год под эгидой e-commerce. Потребители по всему миру оценили комфорт онлайн-покупок и не готовы отказаться от него ни при каких условиях. При этом, если сфера обычных грузоперевозок в значительной степени зависит от медленного восстановления украинской экономики (что возможно после вакцинации качественным и безопасным препаратом), то интернет-магазины будут развиваться стремительным темпом.
Логистические компании должны увидеть в этом новую возможность прибыльного бизнеса — такого, который обеспечивает жизнь, здоровье и досуг миллионов украинцев. Скажу так: качественная незаметность — вот адекватный лозунг для логистических компаний в этом году.
Светлана Мильгевская
Собственник компании-логиста SAT
Инф. delo.ua
e-news.com.ua