Мошенники, которые пытаются украсть деньги с вашей банковской карты, проявляют удивительную креативность. Аферы не были бы такими частыми, не будь наши граждане такими доверчивыми. Более 70% афер совершается благодаря социальной инженерии, когда клиентов просто убеждают вопреки здравому смыслу сдать все свои личные данные. Причем большинство украинцев, пострадавших от рук мошенников, позже сознавались в том, что не понимали, что пересылают средства на чужой счет, диктуют код для снятия денег в банкомате и вообще мало вникали в происходящее, доверяя так называемым банковским сотрудникам.
Жертвами мошенников могут стать клиенты любого банка, но особо выделяются владельцы карт Приватбанка. Хочется надеяться, что это связано с популярностью этого банка и тем фактом, что организация выдает карточки всем желающим, а не со сливом работниками банка клиентской базы, о чем давно подозревают украинцы. Рассмотрим, какие аферы с картами Приватбанка были самыми популярными в 2020 году.
Переведите средства для авторизации
Схема хорошо работает с клиентами, которые имеют слабое представление о банковских продуктах, но слышали об МФО. Заманивают жертв обычно фальшивым переводом. Для его получения якобы необходимо авторизовать себя, и только с помощью временного перевода средств на резервный счет. Тут у клиента должно щелкнуть, что вроде при регистрации заявки в МФО какие-то деньги блокируются на счету, а потому возвращаются обратно. Чтобы не попасть на мошенников, рекомендуем воспользоваться популярными сервисами подбора займов. Все микрозаймы онлайн предусматривают верификацию карты. Только при этом блокируется мелкая сумма, и ее значение указывается в специальном поле, вплоть до копеек. Потом средства, действительно, возвращают клиенту. А данная махинация ничего общего с верификацией карты не имеет. И вообще банки не используют переводы для авторизации своих клиентов.
В данной схеме мошенники просят переслать на резервный счет банка около 600 гривен, убеждая, что через пару часов деньги вернуться клиенту. Не стоит верить этому, в данном случае речь идет о стопроцентной афере.
Сообщите код из смс
Уникальная афера, если говорить о наивности граждан. Начать стоит с того, что код из смс необходимо оберегать как зеницу ока и не разглашать его посторонним лицам, как и пинкод. В любом банковском смс с кодом всегда будет приписка: «Не сообщайте этот код никому», то есть, включая банковских работников. Исключение бывает только при первом оформлении карты в отделении банка.
Сама афера не была бы возможной, без создания такой уникальной услуги от Привата как снятие средств в банкомате без карты. Называется она «Экстренные деньги». Ситуации бывают всякие, карту можно забыть дома, потому задумка, несомненно, хорошая.
Аферистам она тоже понравилась. Они взяли ее на вооружение, несмотря на то, что при снятии денег у банкомата нужно пройти достаточно сложную идентификацию. Позвонить в банк, назвать номер, срок действия карты и номер паспорта. Готовятся к афере заранее, поэтому в момент нахождения мошенника у банкомата, у него уже все есть.
Как эти данные получаются от жертвы, вопрос другой. Вся афера с банковскими картами означает колоссальную подготовительную работу. Самый популярный способ выманивания данных – срочная авторизация по просьбе работников банка. Причин может быть несколько – подозрительная операция по счету, ошибочный перевод, бонус от банка. Самое интересное, вовлекшись в аферу, жертвы сами не замечают, как выдают мошенникам даже те данные, которые никогда не называли посторонним (тот же номер паспорта). Но ведь цель благородная – авторизация. А не то заблокируют счет, средства не придут или что-то другое произойдет.
Кульминация аферы происходит, когда клиент диктует злоумышленникам код, пришедший ему в смс. Все, мошенник может снимать деньги клиента без его карты. Есть один плюс – с помощью одного кода снять можно не более 2000 гривен. При этом самые предприимчивые аферисты умудряются запросить код у жертвы несколько раз, мотивируя свои действия достаточно просто: «Простите, системный сбой, сейчас вам придет другой код». При этом жертва ни сном, ни духом, что аферист сейчас стоит у банкомата и получает доступ к его счету.
Введите код у банкомата
В отличие от первого способа, этот предусматривает нахождение у банкомата не мошенника, а клиента. Это длительная афера, на протяжении которой мошенник обычно общается с клиентом не один раз. Иногда первое общение происходит на сайте объявлений, где жертва что-то продает. Сначала с ним связывается аферист, соглашается, не торгуясь, на все условия, и даже цену может предложить большую. А потом клиенту звонит банк и просит подойти к банкомату, ввести код, потому что операция не прошла.
Находясь у банкомата, клиент обычно сам перезванивает мошеннику и его бодро отправляют в раздел Настройки, а потом и на смену финансового телефона. При этом клиенту так нужно запудрить мозги, чтобы у него не было возможности понять, что он меняет свой номер телефона на чужой. Сделав это, мошенники могут поменять пинкод и управлять счетом клиента по своему усмотрению, пока тот не опомнится.
Подтвердить перевод через смс
Чтобы получить гипотетическую сумму, вы по просьбе аферистов должны ввести комбинацию цифр с помощью сервисного номера 10060. Вначале схема кажется безобидной, поскольку это реальный номер банка. Вот только код пришлют или продиктуют по телефону мошенники. Если вы будете невнимательны, то не сможете понять, что не подтверждаете перевод, а просто пересылаете свои средства на счет указанный мошенниками. Никакое подтверждение при получении перевода на ваш банковский счет не нужно. Это утверждение обман.
Ответственность за передачу своих средств лежит на самом клиенте. Если перевод был совершен добровольно, никто не сможет его вам вернуть. Вы можете написать заявление в правоохранительные органы, но вашим делом будут заниматься только если вы доказали факт мошенничества.
Уберечь себя можно только одним способом – никому не сообщая своих данных и не проводя никаких авторизаций, если вам позвонили из банка. Настаивайте на подключении любых услуг только в отделении банка.
e-news.com.ua