Массовый приток небогатых клиентов кардинально изменил ситуацию на столичном рынке ландшафтного дизайна
Владельцы загородных домов, будь то фешенебельный особняк или скромная дача, все чаще хотят превратить приусадебную территорию в произведение искусства — если ранее услугами ландшафтных дизайнеров пользовались лишь состоятельные киевляне, то сейчас к ним присоединились и представители среднего класса. Данная тенденция привела к массовому появлению новых специализированных фирм и заставила дизайнеров перейти от разработки экзотических проектов к более традиционным и дешевым вариантам.
Бум коттеджного строительства в столице повлек за собой рост спроса на услуги ландшафтных дизайнеров. Как считает ландшафтный архитектор Юрий Тарасенко, по самым скромным оценкам, динамика этого рынка составляет 15–20% в год. Генеральный директор группы компаний «Грин-групп» Леонид Мележик ожидает, что нынешний сезон позволить увеличить клиентскую базу на 40%. «Причем если ранее к услугам специализированных фирм прибегали в основном состоятельные жители столицы, то сейчас растет количество представителей среднего класса. Даже те, кто на данный момент не имеет достаточных средств на облагораживание территории, все чаще заказывают дизайнерские проекты и реализуют их частями, иногда растягивая этот процесс на несколько лет. В итоге доля богатых заказчиков, которая ранее достигала 80–90%, сократилась до 30%», — говорит г-н Мележик. По мнению дизайнеров, их потенциальными клиентами являются как владельцы фешенебельных коттеджей, так и традиционные дачники, в распоряжении которых есть хотя бы 10 соток свободной территории и $10 тыс. Кроме того, ландшафтники рассчитывают на более плотное сотрудничество с городскими властями (среди уже реализованных проектов — оформление Мариинского парка, клумб на бул. Шевченко, в парке Дружбы народов на набережной Днепра и пр.) Поэтому представители специализированных фирм уверены, что начавшийся бум продлится еще как минимум 3–5 лет.
Приток новых клиентов изменил и тенденции в ландшафтной моде. «Если ранее заказчики стремились заполучить наиболее экзотические растения, то в прошлом году выросли продажи традиционных деревьев и цветов: ив, тополей, сосен, роз, многолетников и др. Они менее прихотливы в уходе, что и привлекает покупателей», — рассказывает заместитель директора по производству и развитию компании «Деметра» Ирина Лукавенко. Среди состоятельных киевлян в моде по-прежнему восточный стиль. «Они предпочитают украшать дворы коттеджей эксклюзивными растениями, в частности, бонсаем (от 3 тыс. грн.), самшитами, сформированными в виде различных фигурок (1,5–2 тыс. грн.), черной сосной (680 грн.), рододендронами (1,8 тыс. грн.)», — утверждает г-н Мележик. «Правда, большие японские сады заказывают очень немногие, т. к. это весьма недешевое удовольствие. К примеру, один из проектов такого сада на 2 га с обилием бонсаев, рододендронов, японских кленов и прочей экзотики обошелся заказчику более чем в $2 млн», — рассказывают дизайнеры. По словам Юрия Тарасенко, в последнее время клиенты проявляют интерес и к стилю кантри, украшая приусадебную территорию тынами, мазанками и традиционными для наших широт мальвами и ивами. Вместе с тем представители специализированных фирм сходятся во мнении, что большинство заказчиков, в том числе и самые состоятельные, по-прежнему считают цены на услуги дизайнеров неоправданно завышенными, следовательно, их бывает весьма сложно убедить в необходимости того или иного вида работ. «Киевляне с легкостью расстаются с деньгами, строя дом, но почему-то уверены, что озеленение должно стоить копейки. Далеко не все готовы и к последующим тратам, связанным с уходом за территорией. И хотя обслуживание стоит всего $100 в месяц, часто от него отказываются даже небедные клиенты, перекладывая обязанности садовника на плечи домашней прислуги», — рассказывает г-н Тарасенко.
Приток новых заказчиков как нельзя лучше способствовал появлению мелких дизайнерских бюро, которые пытаются заполучить клиентов, отчаянно демпингуя. Как считает Леонид Мележик, новичков прельщает возможность быстрого и необременительного заработка. Ирина Лукавенко добавляет, что новичков привлекает и тот факт, что рынок еще далек от насыщения. По оценкам экспертов, на сегодняшний день в Киеве работает порядка 30 специализированных компаний, а в Москве их в 20 раз больше. При этом начинающий дизайнер может открыть свое дело, не вкладывая существенных инвестиций, тогда как рентабельность этого бизнеса остается достаточно высокой, достигая 25%. Следующим этапом развития рынка, по мнению экспертов, будет массовое создание питомников. «Уже сейчас их не хватает и дизайнерам приходится заказывать растения в Польше и Голландии. Так что этот бизнес может оказаться еще более выгодным, чем собственно дизайнерский», — резюмирует г-н Тарасенко.
Инф. Деловая столица