Человек – существо социальное, а жизнь в обществе основана, прежде всего, на речевом общении. Недоразвитие этой коммуникативной функции негативно отражается на потенциальных возможностях индивидуума. Нарушения речи обусловлены разными причинами, в зависимости от которых у человека возникают те или иные проявления данного дефекта. Наиболее сложной проблемой в плане коррекции является дизартрия – недоразвитие коммуникативной функции, обусловленное органическим повреждением центральной нервной системы.
Формы дизартрииПри дизартрии страдает, прежде всего, звукопроизношение, проблемы с которым могут иметь разную степень выраженности, связано это с изменениями тонуса мышц лица и шеи. Также характерны нарушения речевого дыхания и голоса. В тяжелых случаях речь становится настолько неразборчивой, что не может служить средством общения. В зависимости от локализации очага поражения нервной системы существуют следующие формы дизартрии:
Бульбарная. Проблемы с речью обусловлены снижением тонуса мышц губ и щек. Их вялость приводит к нарушению произношения губных звуков, требующих достаточного мышечного напряжения. Голос имеет носовой оттенок;
Псевдобульбарная. Существуют две разновидности этой формы дизартрии – спастическая и паретическая. Чаще всего встречается первая из них, но возможно и сочетание обеих. Искажается произношение не только согласных, но и гласных звуков, отмечаются нарушения дыхания и голоса, слюнотечение;
Экстрапирамидная. При подобной форме дизартрии речь искажается в связи с резкими изменениями мышечного тонуса. Это приводит к возникновению так называемых гиперкинезов – насильственных движений, неконтролируемых человеком;
Мозжечковая. При поражении мозжечка тонус артикуляционных мышц значительно снижается, речь становится скандированной, отмечается отсутствие ударений;
Корковая. Симптоматика речевых нарушений при данной форме дизартрии отличается значительной вариативностью, в зависимости от места повреждения коры головного мозга.
Стертая дизартрияКлинические симптомы дизартрии не всегда имеют отчетливо выраженный характер. Очень часто могут встречаться и незначительные проявления подобного речевого нарушения, что существенно затрудняет диагностику. Ошибочно сделанное заключение приводит к необъяснимому отсутствию положительной динамики при коррекции. В связи с этим очень важно своевременно выявить так называемую стертую дизартрию.
Отсутствие выраженных специфических изменений речи способствует смешению этого нарушения с дислалией, при которой отсутствуют проблемы с иннервацией. Однако внимательный подход к диагностике позволяет своевременно сделать правильное заключение. При стертой дизартрии речь имеет, пусть слабо выраженные, но специфические нарушения – снижение объема артикуляционных движений, замедление их темпа, характерные проблемы с голосом и речевым дыханием.
О наличии дизартрии свидетельствуют также проблемы, возникающие при коррекционной работе. Они заключаются в трудностях постановки и, в особенности, автоматизации нарушенных звуков.
Дизартрия, лечениеРечевые нарушения затрудняют социальную адаптацию человека. Они способствуют возникновению проблем в личной жизни, ограничивают возможности выбора профессии. Особенно заметно это в случае наличия дизартрии, речь при которой крайне невнятна и неразборчива. Именно поэтому так важно оказание своевременной адекватной помощи в решении подобной проблемы.
При дизартрии лечение требует комплексного подхода. Для достижения положительного результата логопедическая работа по коррекции звукопроизношения обязательно должна сопровождаться соответствующей медикаментозной терапией. Также необходимо проведение артикуляционного массажа, в ряде случаев – физиолечения.
Дизартрия – сложное и с трудом поддающееся исправлению речевое нарушение. Успешность его преодоления зависит от своевременности и систематичности коррекционной работы. Это, в свою очередь, непосредственно связано с тем, насколько точно поставлен соответствующий диагноз. Ведь дизартрия, лечение которой требует длительного времени, не всегда имеет четко выраженную симптоматику.
Любые нарушения речи, кроме физиологической дислалии в дошкольном возрасте, требуют проведения специальных коррекционных мероприятий. Помимо плохого произношения звуков, что само по себе является существенным дефектом, часто возникают и другие проблемы, особенно при таком серьезном речевом нарушении, как дизартрия. Это недоразвитие грамматического строя речи, а также нарушение формирования звукового анализа и синтеза, что приводит к трудностям письма.