Полифармация в онкологии определяется как одновременное назначение больному раком нескольких лекарственных средств, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net
Хотя определения полифармации в мировой литературе отличается, большинство авторов описывают ее как одновременное использование 5 или более лекарств.
Полифармация часто изображается в негативном свете, потому что это фактор риска дополнительных побочных эффектов.
Этот риск регулируется путем комплексной оценки каждого лекарственного средства и анализа преимуществ и недостатков, связанных с применением определенных методов лечения в комбинации.
С другой стороны, следует понимать необходимость одновременного приема нескольких лекарственных средств при лечении рака. Онкологические больные зачастую нуждаются в многокомпонентной химиотерапии и таргетной терапии, а для контроля симптомов заболевания или токсических эффектов лечения приходится использовать дополнительные медикаменты (анальгетики, антиэметики, снотворные, противосудорожные и др.)
Полифармация в онкологии встречается значительно чаще по сравнению с остальными областями медицины. По данным Murphy и Fullington, до 96% пожилых больных раком получают несколько лекарственных препаратов одновременно.
Назначение потенциально не сочетаемых лекарств (PIM) связано с полифармацией.
Эта практика определяется как одновременное назначение нескольких лекарственных препаратов без надежных показаний, которые несут риски взаимодействий и побочных эффектов, превышающие потенциальные выгоды.
По оценкам Sharma и Nightingale, распространенность PIM среди пожилых пациентов американских онкологических клиник достигает 51%, но этот показатель отличается.
В нескольких крупных исследованиях полифармация при лечении рака ассоциируется со смертностью от всех причин, а ее влияние на выживаемость и другие исходы варьирует в зависимости от конкретного исследования (Schottker et al., 2017).
Полифармация и результаты лечения рака
В 2017 году Nieder и Mannsaker опубликовали ретроспективный обзор 289 пациентов с онкологическими заболеваниями в возрасте 70 лет и старше, принимавших в среднем 7 препаратов ежедневно (диапазон 0-18). Анализ исходов не выявил связи между полифармацией и общей выживаемостью или 30-дневной смертностью.
Woopen и Richter в 2016 году провели мета-анализ трех крупных клинических исследований фазы II и III, не обнаружив никакой связи между полифармацией и общей смертностью.
Однако ретроспективный обзор 150 пациентов в возрасте 60 лет и старше показал, что использование 4 и более препаратов ассоциировалось с повышением 30-дневной смертности почти в 10 раз, а общая смертность увеличивается в 2,1 раза (Elliot et al., 2014).
Другое исследование 1595 больных раком молочной железы показало, что назначение потенциально не сочетаемых лекарств из списка «Препараты, которых следует избегать в пожилом возрасте» (DAE) связано с повышением смертности (Karuturi et al., 2018).
Исследования также показали неоднозначные результаты в отношении других исходов гематологических и негематологических опухолей. В многоцентровом исследовании Iurlo и Nobili с участием 296 больных хроническим миелолейкозом авторы не выявили различий в цитогенетическом или молекулярном ответе при полифармации.
Исследование 280 пациентов в возрасте 70 лет и старше не выявило связи между полифармацией и неспособностью завершить лучевую терапию (Park et al., 2016).
Исследование Elliot и Tooze продемонстрировало, что одновременный прием четырех или более лекарственных препаратов снижает шансы достижения полной ремиссии рака в 5 раз среди 150 пациентов с острым миелолейкозом старше 60 лет.
Мета-анализ исследований фазы II и III с участием 1213 больных рецидивирующим раком яичников установил, что увеличение количества лекарственных препаратов в значительной степени связано с токсическими реакциями 3 или 4 степени, гематологической и негематологическая токсичностью (Woopen et al., 2016).
Токсичность и лекарственное взаимодействие
Упомянутое выше многоцентровое исследование с участием 296 больных ХМЛ показало, что гематологическая и негематологическая токсичность не зависит от количества одновременно назначенных препаратов.
Аналогичным образом, исследование Park и Roh с участием 229 пожилых пациентов с раком головы и шеи не выявило связи между полипрагмазией и токсичностью, связанной с лечением, но также определило, что полипрагмазия была связана с увеличением числа несвязанных с раком нежелательных реакций на 81%.
Исследование на 500 пациентах в возрасте 65 лет и старше, проходящих химиотерапию, не выявило связи между количеством одновременно назначаемых препаратов, практикой PIM и токсичностью или количеством госпитализаций (Maggiore et al., 2014).
Но другое исследование на 172 пациентов с раком, получающих химиотерапию на основе иринотекана, показало, что одновременный прием других лекарств в значительной степени связано с риском нейтропении и диареи, вызванной иринотеканом (Sasaki et al., 2013).
Увеличение количества сопутствующих лекарств ассоциируется с ростом числа случаев тяжелых токсических реакций, связанных с иринотеканом.
Работа Hamaker и Seynaeve с участием 73 пожилых пациентов с метастатическим раком молочной железы показала, что полипрагмазия ассоциируется с токсичностью терапии.
В небольшом исследовании Goh и Lai осложнения, связанные с препаратами, возникали у 77,6% пожилых пациентов с раком, и использование 5 или более лекарств повышало риск побочных эффектов в среднем на 86%.
Неудивительно, что риск нежелательных взаимодействий возрастает по мере увеличения количества вводимых препаратов. В исследовании 445 пациентов пожилого возраста с раком тяжелые лекарственные взаимодействия имели место у 35,1% пациентов, будучи в значительной мере обусловлены полифармацией (Alkan et al., 2017).
Небольшое исследование на 20 пациентах, принимавших эрлотиниб при немелкоклеточном раке легкого, показало, что 55% участников одновременно принимали ингибитор протонной помпы — это запрещено из-за нарушения всасывания эрлотиниба (Todd et al., 2013).
Заключение
Полифармация в онкологии представляет серьезную проблему, что подтверждается современными научными данными из разных стран мира. Однако нынешние исследования дают неопределенные результаты, и окончательные выводы о влиянии полипрагмазии или полифармации на лечение рака делать преждевременно.
Принимая во внимание почти неизбежное назначение онкологическим больным нескольких препаратов из разных групп, особенно важно, чтобы врач тщательно оценивал каждое лекарство и определял соотношение пользы и риска в индивидуальном порядке.