Надежда медицины, революция в лечении рака — так СМИ описывают иммуноонкологию; однако эффективность новинок вызывает вопросы, а цена лечения поражает больных, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net
Иммуноонкология сегодня является наиболее важной областью исследований рака.
Благодаря иммунотерапии рака врачи модифицируют иммунную систему пациентов таким образом, чтобы она вновь могла распознавать и атаковать опухолевые клетки.
Иммунная система человека регулирует реакцию организма посредством тормозящих и активирующих механизмов.
Рак использует эти контрольные точки, тем самым уклоняясь от иммунного ответа.
Считается, что так называемые ингибиторы иммунных контрольных точек заставляют Т-лимфоциты пациентов активней бороться с опухолевыми клетками на разных стадиях заболевания.
Но делают ли новые дорогостоящие лекарства то, что обещают фармакологи?
Профессор Винай Прасад из Орегонского университета в октябре 2017 года опубликовал на страницах «Британского медицинского журнала» интересное исследование. Он изучил новые генно-инженерные препараты из категории моноклональных антител, ингибиторов ангиогенеза и ингибиторов иммунных контрольных точек.
Ученые проанализировали 48 противоопухолевых препаратов, одобренных в Соединенных Штатах для 68 показаний в период между 2010 и 2013 годами. Только 7 препаратов, соответствующие менее чем 10% показаний, позволяли достигать реального улучшения качества жизни пациентов. По 24 показаниям инновационные препараты демонстрировали прирост продолжительности жизни от 1 до 5,8 месяца (среднее значение 2,7 месяца).
«Доказательства того, что эти препараты могут повысить выживаемость и улучшить качество жизни пациентов, остаются недостаточными», - утверждает доктор Дьердьи Ирми (György Irmey), медицинский директор Общества биологической защиты от рака в Гейдельберге, Германия.
Иммуноонкологические препараты чрезвычайно дорогие. Например, в Германии стоимость одной инфузии ингибитора иммунных контрольных точек PD-1 превышает 10 000 евро. Комбинированная терапия, например, для лечения меланомы, может стоить более 200 000 евро в год.
«Инновации следует рассматривать с точки зрения их преимуществ для пациентов, а не с точки зрения максимизации прибыли предприятий. Кроме того, иногда возникают серьезные побочные эффекты, связанные с гиперактивностью иммунной системы. Тогда лечение должно быть прекращено, а против аутоиммунных реакций пациенты получают кортизон», - заявляет критик иммунотерапии рака доктор Ирми.
Иммуноонкология бессильна при многих опухолях
Таргетные препараты за последние 12 лет увеличили выживаемость больных раком в среднем на 3,4 месяца. Это катастрофически мало, если учитывать колоссальные ресурсы и время, потраченное на разработку этого научного направления. Но таковы результаты анализа многолетних достижений, полученные доктором Себастьяном Салас-Вега из Лондонской школы экономики и науки. Исследователь оценил 53 лекарства, которые были одобрены в период с 2003 по 2015 год в Великобритании, Франции и Австралии.
Улучшение безопасности по сравнению с предыдущей терапией было подтверждено только для 8 (15%) из 53 препаратов. Некоторые заболевания реагировали на лечение лучше других. Например, для рака молочной железы продолжительность жизни увеличилась на 8,5 месяца.
Для большинства видов рака иммуноонкология осталась дорогостоящим и фактически бесполезным экспериментом, при использовании которого продолжительность жизни увеличивалась менее чем на 3 месяца, а то и вовсе оставалась на прежнем уровне. Это поднимает естественный вопрос, оправданы ли высокие цены на новые лекарства.
Отсутствие независимых исследований
Как сообщает Немецкий институт медицинской документации и информации (Deutsche Institut für Medizinische Dokumentation und Information) в публикации от 9 марта 2018 года на страницах Deutsches Ärzteblatt, почти 90% клинических испытаний III фазы финансируются коммерческими спонсорами.
Например, в 2017 году только 33 из 256 исследований в Германии были оплачены из независимых источников.
В исследованиях III фазы ученые отслеживают клиническую эффективность новых препаратов с участием как можно большего количества пациентов. Полученные результаты становятся основанием для их внедрения в медицинскую практику. Это должны быть надежные результаты.
«Компании определяют, что и как исследовать. Нам нужны объективные исследования, основанные на людях и их потребностях, а также на систематической основе включающие дополнительные процедуры», - считает доктор Ирми.
Общество биологической защиты от рака (Die Gesellschaft für Biologische Krebsabwehr) является независимой некоммерческой ассоциацией, которая поддерживает больных раком, родственников и врачей по всей Германии на протяжении вот уже 36 лет. Имея на своей стороне более 12 000 человек, это крупнейшая консалтинговая организация по холистической медицине против рака в немецкоязычных странах.
GfBK выступает за персонализированную онкологическую терапию, в которой натуропатическим методам уделяется особое внимание.
Будет ли это лучше, чем путь современной иммуноонкологии — хороший вопрос.