• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Совсем «немобильный» диалог

    Опубликовано: 2005-12-23 16:31:00
    Диалог у украинских операторов мобильной связи с правительством не получается. Причём как с предыдущей, так и с нынешней властью. Операторы возмущены действиями Государственной налоговой администрации, которая неоднозначно трактует налоговое законодательство. Об этом заявили крупнейшие корпоративные компании украинского рынка мобильной связи: Киевстар, UMC, Golden Telecom, УPC/Wellcom, Астелит. Своё возмущение, а также надежду на скорейшее справедливое решение сложившейся ситуации они сформулировали в письме к Президенту Украины, в котором просят взять ситуацию под личный контроль. В противном же случае, они будут вынуждены обратиться в суд.
     
    Что же так возмутило операторов мобильной связи? Чем недовольна налоговая администрация, и какие у налоговой претензии к рынку мобильной связи в Украине?
     
    Ведь каждый из операторов является крупным налогоплательщиком, и только в 2005 году ими будет оплачено налогов на сумму 5 миллиардов грн. К тому же в текущем году операторы мобильной связи инвестировали свыше $1,6 млрд в строительство сетей, а общий объём капиталовложений за период деятельности этих компаний в Украине превысил $3 млрд. Кроме того, ими создано свыше 7 000 рабочих мест.
     
    Проблема налогообложения НДС (налог на добавленную стоимость) в Пенсионный фонд у операторов возникла еще летом 2005 года. Так, чтобы прекратить противозаконные претензий действий налоговой администрации, операторы мобильной связи и их акционеры уже обращались с несколькими письмами к Президенту Украины в августе-сентябре 2005 года. Но, к сожалению, переписка была односторонней и ответ до сих пор не получен.
     
    Сегодня операторы вновь обратились к Президенту с просьбой поручить соответствующим органам немедленно разобраться в ситуации. Если их обращение будет проигнорировано, то они будут вынуждены решать проблему в суде, что, по мнению экспертов, негативно отразиться на инвестиционной ситуации в стране. В связи с чем стоит напомнить о многочисленных заявлениях и заверениях Президента о поддержке новым правительством инвестиционного климата в Украине, что естественно касается и выполнения налогового законодательства.
     
    Как отмечают операторы, украинское налоговое законодательство имеет нормы для всех налогоплательщиков, в том числе и операторов мобильной связи. Эта норма фактически является гарантией стабильности и однозначности в трактовке законов. Однако операторам пришлось столкнуться с непредвиденными изменениями налогового законодательства, в том числе с изменениями в налогообложении сбора в Пенсионный фонд. В частности, основной акцент операторы мобильной связи ставят на проблемах взимания налога на добавленную стоимость с 6% сбора в Пенсионный фонд.
    Представители всех операторов отметили, что до сих пор не сняты налоговые претензии к ним, по поводу необходимости уплаты данного налога за 2002-2004 годы, что, по их мнению, является необоснованным.
     
    Так, финансовые претензии налоговой администрации к компании UMC составляют 68 млн. гривен, к «Киевстар» — 38 млн. гривен, к «Голден Телеком» — 2 млн. гривен вместе со штрафными санкциями, к компании «Астелит» — около 200-250 тысяч гривен.
     
    Операторы, считают, что в ситуацией 6% сбора в Пенсионный фонд, их заставляют платить налоги за налоги, т. е. накладывают двойное налогообложение.
     
    По словам партнёра ЮФ «Клиточенко, Минин и партнёры» Александра Минина, «исторически 6% в Пенсионный фонд был установлен как налог на предметы роскоши и дополнительный источник финансирования Пенсионного фонда. Соответственно закону этот налог должны оплачивать абоненты, (а не операторы мобильной связи) одновременно с оплатой счетов за услуги мобильной связи. Законодательство не предусматривало и не предусматривает сейчас требование, чтобы сбор включался в стоимость услуг. В прошлом украинские операторы мобильной связи насчитывали НДС на сбор в Пенсионный фонд, а налоговые проверки за предыдущие периоды (2002-2004 годы) подтверждали законность такого трактовки».
     
    «Однако в июле 2005 г. после дополнительной проверки ГНАУ сделала вывод, что операторы оплачивают НДС неправильно. Однако, если взять во внимание, что в рамках проверочного периода законодательство, регулирующее сборы в Пенсионный фонд, не менялось, такое изменение требований налоговой администрации, очевидно, выплыло из нового подхода трактовки закона»,— констатирует А. Минин.
     
    Налицо то, что неоднозначная трактовка законов государственных органов может причинить негативные последствия для операторов мобильной связи, что в свою очередь повлечёт негативное восприятие международным бизнесом инвестиционного климата Украины.
     
    Также А. Минин, сообщил, что соответственно пункту 4.4.1 Статьи 4 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетом и государственными целевыми фондами»: «В случае, когда норма закона или другого нормативно-правового акта, выданного на основании закона, или когда нормы разных законов или разных других нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей плательщика налогов или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принятия решения в пользу плательщика налогов, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу плательщика налогов».
     
    Таким образом, все финансовые претензии (оплата НДС в ПФ и штрафные санкции за период 2002-2004 гг.) налоговой администрации к операторам мобильной связи неправомерны. К тому же, как говорилось выше, позиция ГНАУ в том, что 6% сбора в ПФ на услуги мобильной связи, установленные действующим законодательством, должны включаться в базу налогообложения НДС операторам, противозаконна.
     
    Надо сказать, что это уже не первое обращение операторов к Президенту в декабре текущего года. Так, 2 декабря, операторы Киевстар и UMC обратились с письмом к Президенту Украины, где просили его и правительство страны о содействии в получении лицензии на мобильную связь третьего поколения в диапазоне 1900-2100 МГц (т.н. 3G стандарта WCDMA (UMTS)).
     
    Тогда обеспокоенность операторов была вызвана по поводу ситуации с выдачей лицензии на мобильную связь третьего поколения Национальной комиссией по вопросам регулирования связи (НКРС) Украины «Укртелекому» без проведения конкурса.
     
    1 декабря 2005 г. НКРС Украины приняла решение о выдаче крупнейшей телекоммуникационной компании Украины ОАО «Укртелеком» лицензии на мобильную связь третьего поколения 3G стандарта WCDMA (UMTS).
    Компания «Укртелеком» должна заплатить за эту лицензию 152 млн грн. По оценкам аналитиков, именно эта сумма может стать стартовой ценой при проведении конкурса на лицензии 3G для других операторов рынка.
     
    И «Киевстар», и UMC подали заявки ещё осенью на получение лицензии на мобильную связь 3G. Серьёзность намерений работать на украинском рынке подтверждают многомиллионные инвестиции в Украину и строящиеся национальные телекоммуникационные сети. Следуя мировому опыту, объединения стандартов GSM и UMTS, которое является самой эффективной моделью развития мобильной связи, операторы были заинтересованы в получении лицензии на мобильную связь третьего поколения и приняли участие в конкурсе, однако правила не были соблюдены, как говорилось выше. «Мы понимаем,— говорится в письме,— что в настоящее время приоритетом для правительства Украины является приватизация „Укртелекома“. Тем не менее, мы считаем, что основным фактором эффективного развития экономики нашей страны является действие четких правил игры, равных для всех участников, и полное соблюдение законов»,— подчёркиваю авторы письма. Они призывают Президента согласиться с тем, что прозрачные и справедливые условия для бизнеса необходимы для страны, которая намерена вводить европейские стандарты в развитие телекоммуникаций. Операторы также просили Президента содействовать выдачи им лицензии на мобильную связь 3-го поколения, в равных условиях с ОАО «Укртелеком».
     
    Напомним, в ноябре Кабмин Украины предложил предоставить ОАО «Укртелеком» лицензию на развитие мобильной сети третьего поколения в диапазоне 1900-2100 МГц. (3G), обладающей большим объемом трафика, повышенной надежностью и устойчивым сигналом. ОАО «Укртелеком» (50%+1 акция принадлежат государству) создано в конце 1993 г. В 2006 году ОАО «Укртелеком» планируют выставить на приватизацию, мобильная же связь, как ещё одна услуга, придаст предприятию большую привлекательность для потенциального покупателя.
     
    Операторы также выразили обеспокоенность вмешательством Антимонопольного комитета в политику ценообразования на рынке мобильной связи.
     
    Как видим, действия государственных структур негативно влияют на развивающийся рынок мобильной связи в Украине. Остаётся догадываться, почему такие крупные корпоративные компании, вкладывающие миллионные инвестиции в нашу страну и наполняющие бюджеты всех уровней, должны искать защиту у Президента в решении своих проблем. Вспоминается русская пословица: «Вот приедет барин, барин нас рассудит».
     
    Очевидно, что-то хромает в управлении нашего государства, не смотря на то, что сегодня много говорится о преодолении теневой экономики и коррупции. Непонятным остается, почему у Президента нет ни тени сожаления по случаю безжалостного увольнения почти 20 тысяч украинских граждан. Неужели все они были преступниками и не были достойны своих рабочих мест? Президент надеется, что с многократным повышением должностных окладов, новые чиновники станут честными и пойдут на диалог с бизнесом. Понадеемся и мы.
     
    Анна Тихая,
    корреспондент
     
    ELCOMART News
    (www.e-news.com.ua))
    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.