Лекарство, назначаемое для лечения мужского и женского бесплодия, может помочь в борьбе с алкогольной зависимостью, заявляют исследователи из Клиники Эрнеста Галло.
Каберголин (сabergoline), реализуемый под торговой маркой Dostinex, одобрен Управлением по контролю за продуктами питания и лекарственными препаратами в форме таблеток, и применяется при избытке гормона пролактина.
Исследование на мышах показало, что при введении препарата грызуны перестали вынюхивать в кормушках алкоголь.
Вещество не воздействовало в группе «алкогольных» мышей на потребление воды или сахара. Это означает, что лекарство касается только алкоголя, не затрагивая удовольствия от приема пищи.
Исследование основывается на более раннем изучении белка GDNF (нейротрофический фактор глиальных клеток), который вводился в специальную мозговую область крыс (полосатое тело мозга), связанную поиском лекарства.
Тогда исследователи учили крыс потреблять алкоголь. Некоторые грызуны, как и люди, пили медленно и умеренно, другие – прямо дрожали за напитками. Но под влиянием GDNF они теряли часть тяги к алкоголю, и этот эффект наступал через 10 минут, продолжаясь на протяжении суток.
Ученые знали, что белок не подойдет для лечения алкогольной зависимости, поскольку его молекула слишком велика для гемоэнцефалического барьера. Потому в новом исследовании они изучали Каберголин, который увеличивает выражение GDNF в клетках.
Два месяца ученые тренировали крыс нажимать на кнопку в случае «алкогольной» жажды. Когда грызунам вводили Каберголин, они практические не тянулись за добавкой. Повышение дозы вещества сокращало число нажатий кнопки. Также крысы-алкоголики менее страдали без спиртного даже после завершения действия каберголина, то есть, такое лечение усиливало воздержание.
Взаимодействие между Каберголином и GDNF было проверено на генетически модифицированных мышах с одной копией гена GDNF, что сокращало присутствие вещества в мозге. Как и ожидалось, в этом случае Каберголин не влиял на алкогольные привычки.
Авторы собираются продолжить клинические испытания вещества, прежде чем заявить о его исцеляющих способностях. Высокие дозы Каберголина уже применялись при лечении болезни Паркинсона, но вызывали проблемы с сердечными клапанами.
Однако доза, применяемая для крыс и мышей, была низкой и достаточной, чтобы остановить тягу к спиртному, подобна той, что применятся у людей с гиперпролактинемией