• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Ильичевский порт должен стать центром траспортной отрасли региона — начальник порта Сергей Крыжановский

    Опубликовано: 2016-07-25 13:30:18

    Новый руководитель Ильичевского МТП рассказал о перспективах портов Черноморского региона, сложностях во взаимодействии с Кабмином и международном аудите компании.
     
    Начиная с прошлого года госкомпании, которые долгое время находились под контролем политических кланов и бизнес-групп, постепенно обретают новый менеджмент. Первый опыт показывает, что прогресс в этой сфере может быть достигнут.

    В прошлом году Кабинет министров Украины всерьез занялся реформированием системы корпоративного управления государственными предприятиями. Одной из основных стала задача привлечь в топ-менеджмент высокопрофессиональные кадры, которые имели бы минимальную зависимость от той или иной политической силы или частных бизнес-групп. Как результат, в госсекторе должна расти прибыль, повышаться капитализация компаний, улучшаться эффективность их деятельности. "Честные и государственные компании не должны отличаться ничем, кроме конечного собственника", — любят повторять в правительстве.

    Что же удалось сделать? При Минэкономразвития был создан Комитет по назначениям, который проводит кадровые конкурсы. К участию в них приглашались практически все желающие, имеющие необходимую профессиональную квалификацию, а не только узкий круг избранных кем-то лиц. В дополнение к этому в конце 2015 года Кабмин утвердил постановление, благодаря которому заработная плата руководителей госпредприятий максимально приблизилась к рыночному уровню. Это уже привело к нескольким скандалам, инициированным представителями старой власти. Шутка ли, например, предправления "Укрзализныци" теперь будет получать почти 500 тыс. грн в месяц, а глава ГП "Электротяжмаш" — около 250 тыс. грн. И это без учета бонусов и премий, положенных за эффективную работу предприятий. С такими цифрами очень легко играть на эмоциях простых граждан Украины, однако ожидается, что благодаря высокой зарплате новички поборют коррупцию, из-за которой государство потеряло куда большие суммы.

    Станут ли новые высокооплачиваемые менеджеры эффективными? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет, ведь из нескольких десятков запланированных конкурсов в прошлом году лишь девять госкомпаний получили директоров по новой процедуре. В нынешнем году конкурсы завершились еще на четырех предприятиях. К середине мая контракт был подписан лишь с одним из них — главой "Укрзализныци" стал реформатор польских железных дорог Войцех Бальчун. Кстати, именно активное участие иностранцев и менеджеров с международным опытом стало одной из основных особенностей новых конкурсов.

    Конкурсы и назначение их победителей зачастую сопровождаются судебными исками, скандалами в СМИ и прочими неприятностями. Кто стоит за этим? Вероятно, те, кто потерял доступ к бюджетным деньгам и средствам госкомпаний, которые до недавнего времени практически безнаказанно удавалось выводить на счета личного бизнеса. С каждым днем это становится сложнее не только благодаря неподконтрольному менеджменту, но и масштабному внедрению системы электронных закупок.

    Но даже назначенные руководители государственных компаний испытывают колоссальное давление со стороны предшественников, доверившей им власти, общественного контроля и СМИ. Практически каждый шаг изучается чуть ли не под микроскопом. "ТОП-100" расспросил менеджеров, которые уже успели ощутить вкус работы на государство, почему они выбрали этот путь и какая преграда может стать для них непреодолимой. Удивительно, но все опрошенные ответили, что готовы идти до последнего, трансформируя вверенные им предприятия в успешный бизнес.

    Первым респондентом стал начальник ГП "Ильичевский морской торговый порт" Сергей Крыжановский.

    - Назовите три причины участия в конкурсе на руководство госкомпанией.

    - Во-первых, в процессе подготовки к конкурсу были выработаны четкие приоритеты и последовательность решения задач, чтобы изменения в системе управления привели к современной модели устройства портового транспортно-промышленного комплекса на берегах Сухого лимана. Многие годы, работая в портовой отрасли, в государственных портах, структурах транспортного министерства, частных стивидорных компаниях, я знал о нереализованном потенциале Ильичевского морского торгового порта. С уверенностью могу говорить о многих преимуществах этого предприятия, я вижу большие перспективы его развития. Однако нужно выбрать современный путь. Это позволит достойно конкурировать как в Украине, так и среди портов Черного моря.

    Второй, пожалуй, не менее важный фактор, атмосфера и стиль работы Мининфраструктуры.

    В Министерство и Кабмин в последние годы пришли превосходные специалисты, принимающие решения исходя из подготовки и опыта, полученного в лучших бизнес-школах и компаниях с мировым именем.

    Имея этот опыт и желание достигать результатов, могу утверждать, что Министерство стало лидером многих позитивных процессов.

    И третье, вернее, главное: огромная честь и ответственность работать в многотысячном коллективе предприятия, среди профессионалов, мастеров своего дела, построивших этот порт и город. Реформа предусматривает приход в порт частных операторов. Очень важно благодаря этому не только повысить эффективность использования государственного имущества, но сохранить и создать новые рабочие места, закрепив при этом соответствующий уровень социальных гарантий для всех работников предприятия.

    - Каковы особенности управления госпредприятием по сравнению с частным бизнесом?

    - Несомненно, управление государственным коммерческим предприятием и частным имеет ряд существенных отличий. Несравнимо больше нормативных документов, которые в определенной мере ограничивают оперативность государственного менеджмента. В частном бизнесе для принятия эффективных решений в условиях динамичного развития рынка гораздо больше возможностей и гибкости, в том числе в кредитовании, тарифной политике, техническом перевооружении, распоряжении прибылью. Очевидно, что в ближайшем будущем в нашей отрасли большинство будут составлять частные стивидоры.

    - Что Вы уже предприняли или планируете осуществить для устранения или уменьшения скандальных решений предыдущего руководства и чего планируете достичь?

    - Произошла перезагрузка в системе управления предприятием. Приглашены на работу специалисты, имеющие признанный авторитет в отрасли, четкие государственные принципы. В ближайшее время будет проведен международный аудит, который станет первым шагом к переходу порта на новую систему бухгалтерского учета, прозрачную и понятную иностранному инвестору. Это позволит выявить нарушения и проблемы, которые достались нам в наследство. И уже после этого мы сможем с уверенностью говорить об исправлении или устранении недостатков.

    На данный момент мы сделали все возможное, чтобы закончить конфликтный период, возникший из-за того, что в прошлом году компания "Контейнерный терминал Ильичевск" по судебному решению вышла из совместной деятельности с портом. Был ряд спорных вопросов, связанных с инвестициями. В настоящее время мы на пути исполнения судебных решений.

    В скором времени порт рассмотрит предложения новых инвесторов по оперированию контейнерным терминалом.

    - Ощущаете ли вы давление со стороны местных или центральных властей, политиков? Чем это объясняете и как преодолеваете?

    - Действия органа управления в данных условиях нельзя сравнить с предыдущими временами, а тем более назвать давлением. Возможно, некоторые решения дают повод для дискуссии в кругу специалистов. В частности, это связано с решением Кабмина о перечислении 75% дивидендов в госбюджет. С одной стороны, это ставит порты в неравные конкурентные условия с частными стивидорными компаниями, но с другой — это источник наполнения госбюджета в трудное для страны время. Мы можем анализировать, спорить, дискутировать, убеждать, ждать перемен, но выполнять это правительственное решение мы обязаны.

    Если говорить о взаимоотношениях с местными властями и политиками, то здесь нас объединяет общая цель — благополучие города и его жителей, привлечение инвестиций, создание рабочих мест, поэтому поводов для разногласий у нас нет.

    - Кадровый вопрос: как пришлось переформатировать управленческую команду? Есть ли достойный кадровый резерв среди старых сотрудников ваших предприятий?

    - Как я уже говорил ранее, на нашем предприятии работает много профессионалов. Каждый из портовиков — мастер своего дела. Многие из них с большим стажем работы в порту, и их опыт важен для молодой смены. Я считаю, что наличие в порту разных поколений объединяет молодую энергию и опыт старейших работников. Реализуются программы сотрудничества с отраслевыми научными и образовательными учреждениями.

    - Какие основные цели вы поставили себе? В каком случае готовы сложить полномочия руководителя?

    - Цели традиционны: сохранить и диверсифицировать грузопотоки, привлечь инвестиции для развития порта, улучшить социальный пакет работников. Основная цель — государственное предприятие должно не только обрести новое название — порт Черноморск, но и статус центра, вокруг которого будут консолидированы все предприятия портового транспортно-промышленного комплекса, лучшего на Черном море. И для этого у нас есть многое: выгодное географическое положение, большая территория и акватория порта, транспортные развязки. А самое главное — люди, которые любят родное предприятие и болеют за него.

    Сложить полномочия руководителя я готов, выполнив условия контракта и обязательства перед людьми.

    Беседовал Илья Романов

    Инф. delo.ua

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.