Всего лишь три украинские авиакомпании перевозят пассажиров на внутренних рейсах.
В мае 2016 года украинские авиакомпании на 5% увеличили провозную емкость на воздушных линиях внутри Украины. Однако внутренний рынок остается малопривлекательным: всего лишь три украинские авиакомпании перевозят пассажиров по восьми линиям, на шести из которых работает только по одному перевозчику. А на крупнейшего из них — авиакомпанию "Международные авиалинии Украины" (МАУ) — приходится 84% кресел, сообщает Aviation News & Analytics.
Существующие рейсы
На внутреннем рынке Украины работают только три авиакомпании: МАУ, "Днеправиа" и "Мотор Сич". При этом на шести линиях из восьми летает только один авиаперевозчик. Конкуренция есть только на двух маршрутах: Киев — Запорожье и Киев — Днепропетровск. На них, кроме авиакомпании МАУ, работает еще по одному перевозчику — "Мотор Сич" и "Днеправиа" соответственно.
Также слабо развито сообщение между региональными аэропортами. Единственным внутренним маршрутом вне столицы являлась линия Днепропетровск — Львов, на которой рейсы выполняла авиакомпания "Днеправиа". Остальные воздушные линии — это сообщение столичных аэропортов "Борисполь" и "Киев" с регионами.
МАУ — основной перевозчик
Авиакомпания МАУ доминирует на внутреннем рынке. Из своего хаба в аэропорту "Борисполь" она летает в шесть областных центров — Харьков, Львов, Днепропетровск, Одессу, Ивано-Франковск и Запорожье.
На долю МАУ приходится 84% провозной емкости на внутреннем рынке. По сравнению с маем прошлого года перевозчик увеличил количество кресел на внутреннем рынке на 20%, до 67 тыс. ед. Залогом успеха авиакомпании стали трансферные перевозки и сетевая модель, которую она развивает с 2013 года. Так, более половины всех пассажиров, перевезенных на внутренних рейсах, пересаживаются в хабе на другие рейсы авиакомпании.
Остальные украинские авиакомпании ориентируются преимущественно на прямой пассажиропоток, который за последние несколько лет существенно снизился.
В мае пикового 2012 года провозная емкость на внутреннем рынке составляла 130 тыс. кресел (на 63% больше, чем в мае 2016 года). Тогда регулярные рейсы по стране выполняли несколько авиакомпаний: МАУ, "Мотор Сич", "Аэросвит", "ЮТэйр Украина", "Визз Эйр Украина" и др. Три последние ушли с рынка на протяжении последующих лет. Прекращение авиаперевозок в Донецк, Луганск, Симферополь, снижение благосостояния населения, сокращение экономики и девальвация гривни привели к существенному сокращению рынка. На сегодняшний день стоимость внутреннего авиаперелета зачастую превышает среднюю зарплату по стране.
Планы на будущее
Несмотря на все трудности, рынок понемногу растет. Все авиакомпании, работающие внутри Украины, анонсировали новые внутренние рейсы.
12 июля 2016 года авиакомпания МАУ откроет рейс Киев — Черновцы. Авиация на этом направлении имеет значительное преимущество перед наземными видами транспорта. Поезд, например, идет около 15 ч. Авиакомпания будет выполнять рейсы на региональном самолете Embraer ERJ145, который возьмет в мокрый лизинг у "Днеправиа".
Авиакомпания "Мотор Сич" 6 июня 2016 года начала полеты дважды в день по маршруту Киев — Одесса. Рейс ориентирован на отдыхающих на черноморских курортах. Также авиакомпания открыла рейсы Киев — Львов — Ужгород (четыре раза в неделю). Ранее она выполняла рейс Киев — Ужгород напрямую. Дополнительная посадка во Львове позволит повысить загрузку рейса, поскольку пассажиры смогут летать между всеми пунктами. Новым расписанием предусмотрены стыковки всех рейсов авиакомпании в киевском аэропорту Жуляны, что позволит связать авиасообщением Запорожье, Львов, Одессу и Ужгород.
Авиакомпания "Днеправиа" 20 мая запустила самый короткий внутренний рейс из Львова в Ивано-Франковск. Время полета составляет всего 25 мин, а расстояние между городами — 130 км. По своей сути это технический рейс. Авиакомпания перегоняет самолет для обслуживания рейса Ивано-Франковск — Брешия (Италия).
Для развития внутренних перевозок украинским авиакомпаниям стоит обратить внимание на обновление и развитие парка региональных ВС. На внутренних линиях большую долю составляют бизнес-пассажиры, которые при выборе вида транспорта очень чувствительны к времени вылета и частоте выполнения рейсов. Таким образом, внутренние рейсы целесообразно выполнять утром из регионального аэропорта в Киев, а вечером обратно.
Для такой модели наиболее оптимальны современные турбовинтовые самолеты — как по количеству мест, так и по расходам на одно кресло. Такие ВС показывают наилучшую экономическую эффективность на непродолжительных рейсах.
Инф. delo.ua
e-news.com.ua