Объем строительных работ за 1 полугодие 2015 года снизился на 18,3%, что привело к падению спроса на металлопродукцию в строительном секторе. Вопреки сложной ситуации ряд компаний продолжает работу на локальном рынке, а также активно смотрит на развитие бизнеса с учетом своего экспортного потенциала. О реалиях работы производителя металлоконструкций в существующих условиях, а также перспективах выхода на европейские рынки, мы беседуем с Михаилом Свитлинцом, директором компании «Завод Мастер-Профи».
Ассортимент производимой «Завод Мастер-Профи» продукции покрывает достаточно широкий диапазон применения металлопродукции в строительстве. С чем связана политика компании поддержания широкой линейки изделий?
Такая маркетинговая политика развивалась, в первую очередь, с созданием производства «Завод Мастер-Профи» в структуре строительного холдинга Мастер с учетом актуальных потребностей рынка. Начиная с производства профилированного настила, сэндвич-панелей, ЛСТК с последующим развитием и переходом к производству металлоконструкций от общестроительных к тяжелым мостовым стальным конструкциям пролетных строений, стадионов, промышленных объектов и оборудованием для энергетики. На сегодняшний день нами накоплен большой опыт проектирования, изготовления и монтажа сложных и уникальных металлоконструкций во время участия в крупных украинских и международных проектах, таких как НСК «Олимпийский» в Киеве, стадион «Арена-Львов», стадион ЦСКА в Москве, железнодорожный вокзал в Адлере.
Какая продукция предприятия сегодня наиболее востребована рынком? Есть ли для Вас смысл работать со слабо востребованными товарами?
Наибольшим спросом на сегодняшний день пользуется продукция, затребованная энергетическим сектором и аграрно-промышленным комплексом: гидромеханическое оборудование, нестандартизированное оборудование для ГЭС, ГАЭС, нефтепереработки, резервуары, силосы, зернохранилища.
Продукция ЛСТК хоть и слабо востребована сегодня, однако, мы поддерживаем ассортимент, т.к. ожидаем существенного роста на этом рынке в ближайшем будущем.
Планируете ли Вы расширять или оптимизировать ассортиментную линейку компании в ближайшем будущем?
Ассортимент продукции, производимой «Завод Мастер-Профи», постоянно оптимизируется в соответствии с потребностями рынка, включая учет перспективных направлений развития и выхода на новые рынки, такие как горно-металлургический комплекс и нестандартизированное оборудование шахтного комплекса.
На каком из направлений деятельности завода Вы делаете акцент при планировании развития бизнеса предприятия? Какой сегмент стального строительства будет наиболее динамично развиваться в будущем?
По нашему мнению, в Украине будет продолжаться развитие агропромышленного комплекса со всеми его потребностями в строительстве новых объектов и реконструкции существующих. Потенциалом к развитию обладает сегмент транспортной инфраструктуры, без которого невозможно дальнейшее развитие экономики, а также реконструкция существующего промышленного потенциала под сегодняшние рыночные потребности. Основные наши акценты сделаны на такие направления деятельности, как проектирование и производство тяжелых металлоконструкций, а также гидромеханического оборудования.
Какое место в структуре бизнес модели завода Вы отводите оказанию проектных услуг?
Конструкторское бюро «Завод Мастер-Профи» позволяет предлагать клиенту различные варианты технических решений на этапе эскизных проектов и концепций, что экономит время и позволяет оптимизировать бюджет строительства. Кроме того, упрощается процесс согласования изменений в процессе реализации сложных проектов.
Разработка проектно-конструкторской документации нашими проектировщиками ведется при помощи программных комплексов 3D-моделирования (TEKLA, AutoCAD, SCAD), исключающих ошибки и позволяющих выдавать рабочие чертежи в электронном виде непосредственно в производство. Такой подход максимально сокращает сроки производства от момента проектирования до выпуска готовой продукции, что для многих заказчиков является важным моментом при выборе подрядчика.
Можно сказать, что собственное конструкторское подразделение значительно повышает нашу конкурентоспособность и позволяет предлагать клиентам наиболее выгодные условия сотрудничества.
Сегодня многие игроки рынка смотрят на возможности развития продаж на европейском рынке. Насколько экспортное направление важно для «Завод Мастер-Профи»?
В течение последних десяти лет «Завод Мастер-Профи» постоянно увеличивает долю экспорта в выпускаемой продукции. За этот период нами поставлено зарубеж более 30 000 тонн металлоконструкций. В начале текущего года мы сертифицировали производство металлоконструкций в соответствии с европейскими нормами EN-1090, ISO 3834. Сейчас ведется подготовка к сертификации нашего производства по требованиям Deutsche Bahn для изготовления пролетных строений железнодорожных мостов в Германии.
Какие из зарубежных рынков для Вашей компании наиболее интересны? Почему?
Потенциал развития экспортного направления «Завод Мастер-Профи» мы видим на рынках Центральной и Западной Европы, Ближнего Востока и Западной Африки с их потребностями в транспортной, логистической инфраструктуре, а также нефтедобыче, газо- и нефтепереработке.
Европейское направление на сегодняшний день является приоритетным в маркетинговой стратегии компании. Наиболее интересным для нас является Польша, поэтому в 2015 году мы открыли филиал в Варшаве Master-Profi Polska.
Можете поделиться успешным опытом продаж продукции «Завод Мастер-Профи» в страны СНГ?
Среди последних реализованных проектов можно отметить поставки металлоконструкций на рынки России (стадион ЦСКА в Москве – более 5000 т, ж/д вокзал в Адлере – более 3500 т, гостиница в Сочи – 4800 т), Беларуси (ТРЦ – около 800 т и комплекс розничной торговли – 250 т) и Казахстана (производственный корпус – более 2300 т). Выбор заказчиком «Мастер-Профи» в качестве подрядчика осуществлялся по результатам международных тендеров по лучшему соотношению цена/качество. Преимуществом «Завод Мастер-Профи» в тендерах всегда являлась возможность предоставления полного комплекса строительных услуг – проектирования, изготовления, поставки и монтажа металлоконструкций собственными силами, без привлечения субподрядчиков.
Какая продукция украинских производителей металлических конструкций, по Вашему мнению, может быть наиболее востребована в Европе? Могут ли украинские производители металлоконструкций быть успешными на европейских рынках?
Сегодня мы участвуем в тендерах на поставку и монтаж металлоконструкций в Польше, Германии, Бельгии, Франции и Прибалтике. Наиболее востребованными в этих странах являются металлоконструкции транспортной инфраструктуры, стадионов и логистических комплексов.
Изучив особенности работы западных рынков стального строительства, какие ключевые препятствия и возможности Вы видите для себя в европейских странах?
На первых проектах важно сформировать имидж надежного украинского поставщика и подрядчика у европейского клиента. Основными при реализации европейских контрактов украинскими компаниями будут вопросы, связанные с финансированием проектов и банковскими гарантиями выполнения работ. Кроме того, необходимо будет решать технические вопросы, связанные с комплектацией материалов и ведения документооборота в соответствие с европейскими нормами.
Какими Вы видите перспективы развития украинского рынка стального строительства в ближайшие 2-3 года?
Потенциал украинского рынка стального строительства огромный. Сегодня проводятся необходимые реформы, которые позволят в ближайшем будущем инвестировать в экономику страны. Стальное строительство имеет ряд конкурентных преимуществ особенно в Украине. В случае стабилизации напряженной ситуации в Украине, мы ожидаем, что уже в 2016-2017 годах может начаться активный рост строительной отрасли, что должно привести к значительному росту рынка металлоконструкций.