Верховная Рада приняла за основу законопроект № 2971-д, который исправляет ряд недочетов, допущенных Кабмином при переводе пива в категорию алкогольных напитков. Документ уменьшает размер лицензии на оптовую торговлю пивом для мини-пивоварен.
Депутаты Верховной Рады со второго раза приняли за основу законопроект №2971-д "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно регулирования производства и оборота пива". Подала на рассмотрение в Раду документ глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, депутат от фракции "Блок Петра Порошенко" Нина Южанина. За данный пакет изменений проголосовали 230 депутатов.
Правда, голосование за законопроект не обошлось без бурных обсуждений со стороны народных избранников. Основным противником документа оказалась "Радикальная партия" под руководством Олега Ляшка, которая срывала голосования популистскими заявлениями о детском алкоголизме.
В свою очередь депутатская фракция "Самопомич" настаивала на необходимости разделения закона на две части. "Первая часть законопроекта регулировала бы пивной рынок Украины. Во вторую часть мы предлагаем перенести все вопросы касательно рекламы, так как все существующие документы не до конца регламентирую данный вопрос", — отметил депутат от группы Олег Березюк.
Кроме обсуждаемого законопроекта, на повестку дня были вынесены еще два документа. Первый — правительственный законопроект (№2971), второй — от фракции "Батькивщины". Последний проект особо строго регламентировал места продажи пива. В частности, депутат предлагала запретить продажу пива на АЗС, возле учебных заведений в радиусе 100 метров, а также в торговых точках площадью менее 20 кв. метров. Запретить намеревались и ночную продажу пива.
Долой чрезмерное регулирование
Во многом законопроект налогового комитета дублирует правительственные инициативы, которые были представлены в проекте № 2971, и не отменяет норму, которая приравнивает пиво к алкоголю.
В частности, законопроект отменяет для пивоваров следующие нормы:
- аттестацию производства
- сертификацию и подтверждение соответствия продукции
- лицензирование продукции
- государственное регулирование норм потерь производства
- внесение мест хранения продукции в Единый государственный реестр
- единое с алкоголем маркирование продукции.
В сфере рекламирования пива законопроект № 2971-д не внес никаких послаблений, а только ужесточил их. Так, документ теперь запрещает рекламировать пиво посредством розыгрышей, акций, если условием таковых обязывает потребителя купить напиток.
При этом законопроект сохраняет возможность спонсорства для пивных компаний на телевидении и радио.
По словам автора законопроекта Южаниной, полностью убрать спонсорство невозможно, поскольку это мировая практика. Она привела в пример чемпионаты по футболу, ключевыми спонсорами которых являются как раз пивные компании.
Важным законодательным изменением документа является снижение стоимости лицензии на оптовую продажу пива для мини-пивоварен с 500 тыс. грн до 30 тыс. грн. Законопроект поддерживает малых и средних производителей пива, которые не в состоянии платить стоимость лицензии на одном уровне с крупными производителями.
"Я, посоветовавшись с членами комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, предлагаю под стенограмму предложенный законопроект № 2971-д дополнить абзацем такого смысла: годовую плату за лицензию на право оптовой торговли для малых производителей пива, объем собственного производства и продаж которых не превышает 3 тыс. гектолитров в год, установить в размере 30 тыс. грн", — сказала Нина Южанина в ходе заседания парламента.
Как сообщалось, 1 июля 2015 года вступили в действие изменения в Налоговый кодекс о приравнивании пива к алкогольным напиткам. Согласно принятым изменениям, запрещается реклама пива на телевидении и радио в дневное время, а также внешняя реклама, вводится лицензия на оптовую продажу пива стоимостью 0,5 млн грн в год.
Вводится аттестация и лицензирование производства пива, сертификат соответствия продукции, лицензия на импорт и экспорт пива. Дополнительно предусмотрены новые требования к маркировке этой продукции, а также запрет на использование брендированного оборудования: мебели, бокалов, зонтов, а также спонсорство спортивных команд. Также от производителей пива с крепостью более 8,5% требуется использование акцизных марок как для вина и крепкого алкоголя.
Инф. delo.ua
e-news.com.ua