В январе на украинских автозаводах было произведено всего 352 транспортных средства — почти в 10 раз меньше, чем год назад, и на 30% меньше, чем в декабре-2014, свидетельствуют данные ассоциации “Укравтопром”.
Но фактически весь этот объем производства обеспечил один производитель — 224 легковых авто (-12,8% к декабрю-2014 и -93% к аналогичному показателю прошлого года) выпустил “Еврокар” (еще 128 выпущенных в январе-2015 автомобиля — грузовые). Остальные крупные украинские автопроизводители — Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ), “Богдан” и Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ) — не произвели в январе-2015 ни одного легкового автомобиля. КрАСЗ остановил производство еще в августе прошлого года: “АИС” переориентировалась на импорт китайских Geely. Корпорация “Богдан” перестала выпускать легковые авто в июне-2014 и с тех пор производит автобусы и коммерческие машины. Дольше всех держался ЗАЗ: еще в ноябре-2014 завод, по данным “Укравтопрома”, выпустил 212 автомобилей, но уже в декабре с конвейера ЗАЗ вышло лишь три.
По итогам 2014 года украинские автопроизводители сократили производство на 43% до 28,751 тыс. автотранспортных средств. Прогнозы на 2015 год также не внушают оптимизм — падение выпуска автомобилей на отечественных предприятиях может снизиться еще на 37% — до 18 тыс. авто.
Автопроизводители заявляют, что рынок уже достиг критической точки и без помощи государства спасти его не удастся. Как указывается в открытом письме ассоциации “Укравтопром”, отправленном в середине декабря 2014 года министру экономического развития Айварасу Абромавичусу, падение реальных доходов граждан и сокращение кредитования привели к резкому падению автопродаж в Украине.“С 2008 по 2013 год продажи автомобилей на внутреннем рынке Украины сократились почти в 3 раза. При этом отсутствие государственной кредитной политики, когда для компаний стоимость кредитных ресурсов в Украине в разы выше, чем в Европе, поставило отечественного автопроизводителя в неравные условия с импортом иномарок”, — говорится в письме.
По словам главы ассоциации “Укравтопром” Михаила Резника, по сравнению с 2008 годом, когда отечественный автопром произвел более 400 тыс. авто при общем объеме рынка в 700 тыс., сегодня говорить о загрузке украинских автопредприятий не приходится, потому как автопродажи упали до 75-80 тыс. легковых авто в год.
Как отмечается в ответе Минэкономики на письмо “Укравтопрома”, государство уже разработало ряд инициатив для поддержки отечественного автопрома, в частности, Государственная целевая программа развития отечественного автомобилестроения до 2020 года. Целью программы является создание к 2020 году около 175,8 тыс. новых рабочих мест, в том числе 46,8 тыс. в производстве автомобилей и 129 тыс. в производстве комплектующих изделий. Рост объемов производства в Украине легковых автомобилей должен вырасти с 69,7 тыс. единиц в 2012 году до 734,4 тыс. единиц в 2020 году. Также ожидается восстановление доли легковых отечественных авто на внутреннем рынке с 20% в 2012 году до 57% за первые пять лет выполнения программы и увеличение налоговых поступлений в бюджет в размере около 47,7 млрд грн. до 2020 года.
В программе указывается, что значительное падение объемов производства автомобилей в 2009-2012 годах обусловлено совокупным действием двух факторов: усиление конкуренции со стороны импорта после уменьшения ввозной пошлины с 25% до 10% и снижение спроса из-за отсутствия стимулирующих факторов для приобретения автомобилей.
Правительство планирует три варианта выхода из кризиса. Первый предлагает ничего не менять — в результате в Украине сохранится лишь крупноузловая сборка автомобилей на основе импортных комплектующих. Второй вариант предусматривает создание собственной модели автомобиля за счет внутренних ресурсов, что потребует прямого финансирования из бюджета в размере 35 млрд грн. Оптимальным в правительстве считают третий вариант: органы исполнительной власти, местного самоуправления и автомобильные компании должны вместе работать над созданием совместных предприятий с мировыми автоконцернами. Средства на это должны выделяться из бюджета, а также за счет привлечения инвестиций и собственных финансов автопредприятий.
В “Укравтопроме” же уверяют, что до реализации целевой программы отечественные автопроизводители могут не дожить — меры по спасению отрасли нужно принимать уже сейчас. В качестве альтернативы, ассоциация предлагает государству обеспечить как производителей, так и потенциальных покупателей доступными кредитными ресурсами, а также реструктуризировать часть задолженности автомобильных предприятий. “Реальной помощью отрасли могла бы стать программа дешевых кредитов для покупателей отечественных автомобилей по льготной ставке 3,5-4,5%, а не 22-25% как сейчас, — указывает Михаил Резник и добавляет — В 2008 году около 68% авто в Украине покупалось в кредит. Сейчас эта цифра едва достигает 13%”.
Помимо льготного кредитования, спасение для отечественного автопрома в Ассоциации видят в реструктуризации банками кредитов украинских производителей. Что это необходимо, признают и сами банкиры. “Ситуация в отечественной экономике предельно сложна. Количество заемщиков — юридических лиц, испытывающих затруднения с обслуживанием своих заимствований, стремительно растет. Особенно, если вопрос касается кредитов в валюте. Есть проблемы и у банков-кредиторов. Из-за резкого изменения валютного курса доля проблемных кредитов, требующих дополнительного резервирования, доходит уже до 70%, — сетует Анатолий Гулей, председатель правления “Украинской межбанковской валютной биржи”. — Выход из сложившейся ситуации — реструктуризация долга. Вопрос “Идти ли на реструктуризацию?”, на мой взгляд, перед банками просто не стоит. Если заемщики начнут массово объявлять дефолты по своим обязательствам — они могут просто “положить” банк и он автоматически попадет в “золотой список” НБУ. Для многих банков “сохранить клиента” означает сейчас “сохранить себя”.
Подтверждают желание идти на реструктуризацию кредитов автопроизводителей и в “Укрсиббанке”. “Такие переговоры ведутся уже сейчас и ведутся активно. Мы ожидаем сокращения производства новых авто в Украине в 2015 году — естественно, при таких условиях отечественные производители не смогут обслуживать свой долг и вести прибыльную деятельность. Поэтому все, кто кредитует, и кто не хочет пойти на дно вместе со своим клиентом, готовы обсуждать и искать пути решения. Мы всегда за ответственный подход в кредитовании”, — отмечают в банке.
Отметим, что идея спасения авторынка “Укравтопрома” не нова — во многих западных странах во время кризиса активно применяется политика реструктуризации долгов общественно-значимых предприятий. Так, например, в июне 2009 года американский автогигант General Motors объявил о начале процедуры банкротства. Согласно его условиям, правительство США предоставило компании около $30 млрд, а взамен получило 60% акций концерна, а правительство Канады — 12% акций за $9,5 млрд. В результате была создана новая независимая компания General Motors Company, которая в конце 2010 года провела публичное размещение акций, ставшее одним из крупнейших в истории. В ходе размещения правительства США и Канады, ставшие основными акционерами компании после процедуры банкротства в 2009 году, реализовали свои акции на общую сумму $23,1 млрд.
Инф. finance.ua
e-news.com.ua