03 февраля с.г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О временных военно-гражданских администрациях», которым предусматривается, что в Украине могут создаваться временные государственные органы – военно-гражданские администрации (далее - ВГА), которые будут действовать в составе Антитеррористического центра при СБУ.
Причину принятия такого решения проанализировали юристы ЮК Prove Group. В большинстве населенных пунктов, находящихся на территории проведения АТО, или в «прифронтовой» зоне не действуют местные власти, так как депутаты либо самоустранились, либо уехали. Как результат, ни один из вопросов, которые разрешаются местными властями, невозможно решить. Соответственно, восстановление жизнедеятельности региона заблокировано, а все что делается – по сути вне закона, поскольку не имеет правовых оснований.
Предполагается, что именно в таких случаях, Президент будет создавать ВГА, которые должны заменить собой органы местного самоуправления, а в отдельных случаях и органы исполнительной власти (администрации).
«Положительной составляющей этого закона является то, что будут определены лица, которые возьмут на себя ответственность за организацию порядка в городах. Однако, принятый нормативно-правовой акт имеет и неоднозначные моменты», - комментирует управляющий партнер ЮК Prove Group Владислав Кочкаров.
Так, ВГА, кроме полномочий органов местного самоуправления, также получают полномочия характерные для военного или чрезвычайного положения, а именно, они смогут:
- устанавливать комендантский час;
- ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах и участках местности;
- организовывать проверку документов и осмотр вещей, транспортных средств, багажа и грузов;
- организовывать контроль за работой предприятий телекоммуникации, использовать местные радиостанции, телевизионные центры и издательства, для проведения разъяснительной работы среди населения и др.
«С одной стороны, это оправдано, в условиях ведения военных действий, с другой - создается ситуация, когда формально военного положения нет, но вводятся его отдельные элементы, при этом, такое решение принимается уже самолично Президентом, без утверждения его в Парламенте. Руководить новым органом также будет человек, назначенный Президентом. При чем, если в обычных местных администрациях Президент назначает глав по предложению КМУ, то в данном случае, таких требований нет», - отмечает юрист.
Кроме того, законом четко не предусмотрено, когда и в каких именно случаях будут создаваться такие администрации, что может повлечь злоупотребления со стороны государства, когда в одних населенных пунктах ВГА создается чуть ли не на пустом месте, а в других – этот процесс затягивают.
Размыто и положение о том, сколько будет длиться такая ситуация. Закон предусматривает, что ВГА будут действовать до первого заседания новоизбранных местных советов. Но кто и когда проведет соответствующие выборы – большой вопрос.
«Конечно, чтобы избежать злоупотреблений, во время голосования проекта уточнили, что этот закон принят сроком на 1 год, но его действие может быть продлено по указу Президента, утвержденному Парламентом. Что будет через год и как будет складываться ситуация не понятно, ведь улучшения за такой период могут и не наступить, и действие закона будет продлено. Таким образом, ВГА, состоящие в основном из военных и сотрудников СБУ, могут достаточно долго управлять целым рядом населенных пунктов Донецкой и Луганской областей, а это двоякая ситуация, когда искажается вертикаль исполнительной власти», - в завершение добавил Владислав Кочкаров.
e-news.com.ua