Украину охватил учетный ажиотаж: всех обязали поверять счетчики.
Привыкшие к дармовым деньгам бюрократы всячески пытаются помешать любителям экономии Украинской платить меньше. И плательщик услуг остается один на один с монополистами по облэнерго.
Украинцев обязали заключать сделки непосредственно с компаниями-поставщиками услуг - водоканалами и теплокоммунэнерго. Что монополисты прописывают в документах - люди понятия не имеют. Обычному гражданину в юридической казуистике и незнакомых терминах не разобраться.
Но это лишь верхушка айсберга мытарств. До подписания договора каждый должен проверить, исправен ли его счетчик - в свое время и за свои кровные. И неважно, что по закону - это забота самого поставщика. Людей умело разводят на деньги, а тем умникам, которые ссылаются на закон и отказываются платить, насчитывают космические суммы - такая месть за строптивость.
- Людей бросили один на один с большим монстром-монополистом, у которого сотни юристов, экономистов, и наши прозрачные, самые честные и гуманные суды, - возмущается директор Института города Александра Сергиенко.
Подписание договоров и поверка счетчиков - настоящее испытание на выносливость. В тесных коридорах ЖЭКов огромные очереди движутся крайне медленно, в кабинетах в основном работает один человек, да и то не весь день. Поэтому для большинства желающих экономить приходится вставать рано и изнывать в очереди не единожды.
- Люди, не знают, что подписывают, какую ответственность они будут нести, а какую - компания-поставщик, - рассказывает аналитик Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко. - Полное отсутствие ответственности поставщика услуг. И ответственность лишь потребителя. Если вы там что-то не вовремя оплатили, вы должны оплатить пеню или штраф. А если что-то вам не предоставил поставщик услуг - ну не предоставил, и все.
В легендарном кабинете №4 городского водоканала в Сумах чтобы не стоять в очереди можно воспользоваться новейшей услугой - ящиком для заявлений. Правда, целостность вашего документа никто не гарантирует, а пока вы год будете ждать прихода коммунальщика, поставщик включит свой счетчик - с потолка считать вам космические кубометры, за которые вам придется платить вполне земные деньги.
Из кабинета №4 нередко направляют в кабинет напротив - в частную компанию. Там все проще: работники сами приходят, сами проверяют, за деньги. И счетчик поменять могут - только плати. Однако и здесь своя очередь - на месяц-два. А между тем водоканал будет считать по своим нормам.
В помещении водоканала частная компания разместилась не так давно - после прихода нового директора. Сотрудничество наладили быстро. Сумчане приходят в коммунальное предприятие, записываются на поверку. Водоканал сразу передает информацию частной компании, а оттуда уже звонят и предлагают свои услуги. За месяц частник-липучка проверяет около 5 000 счетчиков. Стоимость поверки одного - 80 гривен. С каждого водоканалу отдает две с половиной гривны - так сказать, за продвижение сервиса в массы. Выгодно всем, кроме потребителей, потому что платят за бесплатную услугу. И закон здесь - просто мертвая норма.
- Я с вами согласен полностью: и статья 28 Закона о метрологии и метрологической деятельности, и 630-е правила - все это правильно. Мы с этим согласны, но это все относится к исполнителю услуг, - пытается оправдаться директор КП «Горводоканал» города Сумы Анатолий Сагач. - Нацкомиссия в тариф цену поверки счетчиков не включила. И нас сделали производителем услуг. Воду подали, до вреза в дом подали - на этом наши отношения закончились.
Получается, Нацкомиссия может забыть и не определить поставщика услуги, водоканалы и теплокоммунэнерго могут обходить закон, а потребитель не заплатить права не имеет. И менять систему не заинтересовано ни одно из звеньев. Нет счетчика - сами побежите его устанавливать, когда увидите сумму в платежке. Вам спишут все - кражи, потери в сети, прорывы труб, неисправные краны.
Счетчик есть - заставят пройти поверку. Снять пломбу, демонтировать прибор, отвезти и привезти его на проверку, снова установить и опломбировать. На это уходят месяцы. Быстро и безболезненно все «порешать» готовые компании, к которым отправляют сами работники коммунальных предприятий. Разумеется, услуга не дармовая. Можно и не поверять и ждать, пока компания выполнит букву закона. Но пока исправность прибора не докажете - за коммуналку придется отдавать астрономические суммы. Такой вот коммунальный лохотрон, где за все и всегда платит потребитель.
Источник: domik.ua
e-news.com.ua