• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Нобель-2014: Европейская литература

    Опубликовано: 2014-10-10 11:00:26

    Нобелевская премия ушла французскому писателю, который сосредоточился на своих воспоминаниях и переживаниях рядовых европейцев.

    В этом году Нобелевский комитет опять решил поощрить европейского писателя. Человеком, который получил высшую премию по литературе, стал французский автор Патрик Модиано.

    Хотя эксперты и букмекеры больше ставили на авторов из Африки или Латинской Америки, шведские академики решились отдать премию французу. Тем самым дополнительно увеличив количество европейцев в этом рейтинге. Еще перед награждением премию пророчили японцу Харуки Мураками или кенийцу Ва Тхионго. Но Мураками, который был фаворитом ставок по всему миру уже в пятый раз, опять остался без премии. Критики считают, что в Швеции его произведения рассматривают, как слишком легковесные и потому не дают награду. А кенийский автор, который в основном пишет о социальных и политических проблемах своей родины, мало известен за пределами Восточной Африки и потому также не получил премии.

    Творчество Модиано, в основном, также рассказывает о личных переживаниях автора. Особенно в его произведениях сильны воспоминания о фашистской оккупации Франции. Интересно, что сам автор родился в 1945 году, когда война уже была закончена. При этом в его текстах нет полного осуждения оккупантов, скорее, писатель показывает, как люди жили в ту эпоху. Вместе с тем его книги разительно отличаются от творчества венгерского писателя Имре Кертеса, который также работал с темой нацистской оккупации. Но если Кертес пишет об ужасах холокоста и воспроизводит быт концлагерей и желание их узников выжить, то Модиано смотрит на эту эпоху через призму обычных людей и немного отстраненно.

    Интересно, что значительная часть сюжетов в его романах постоянно переплетается, и история одного героя может быть рассказана в другой книге уже как сказка или легенда. Конечно, основным городом, где происходят действия произведений Модиано, стал Париж. Критики отмечают, что сам город в романах лауреата будто является одним из действующих лиц. Хотя основной темой романов и киносценариев писателя остается память. Воспоминания и жизненные ситуации, которые были почерпнуты автором из газет, он воспроизводит как собственные. Все это появляется в его книгах.

    Многие эксперты считают, что победитель 2014-го года повторил успех китайского прозаика Мо Яна, который также малоизвестен за пределами родной страны. Но тогда известность китайскому автору принесла экранизация его книги "Красный гаолян". В случае Модиано ситуация достаточно похожа: его книги больше известны европейской публике по фильмам. Картины "Молодость" или "Лакомб Люсьен" мало что скажут широкой публике, но именно после их выхода писатель получил в 1978 году Гонкуровскую премию по литературе и несколько раз возглавлял жюри Каннского международного кинофестиваля.

    Сейчас литературные критики говорят о том, что Нобелевская премия представляет собой некоторый вид поощрения, в основном, для двух видов писателей. Первые — представители развивающихся стран. Это по большей части африканские или азиатские государства, культуру которых академики хотели бы поддержать. До недавнего времени их почти не было среди лауреатов, но, как правило, потому, что литература из Африки или Азии не переводилась на другие языки, поэтому про них просто не знали. Потому и не удивительно, что среди всех лауреатов только 10 человек пишут на языках, которые не используются в европейских государствах. Но сейчас ситуация начала меняться. Так как по многим книгам снимают фильмы — они могут дойти до критиков в Швеции. Вторая группа — европейские писатели, которые, в основном, пишут на тему романтизма или экзистенциализма. Еще 10 — 20 лет назад популярными были авторы, описывающие важные социальные сдвиги в жизни европейского общества — особенно Вторую Мировую войну. Но теперь, по причине отсутствия подобных сюжетов, все популярнее становятся личные переживания автора и его героев через вутреннний мир которых показывается развитие общества на континенте. При этом не обязательно сам автор должен родиться в Европе: так победительница прошлого года канадская писательница Элис Манро, также относится к этому направления культуры.

    Потому в будущем, как прогнозирую критики, "нобелевская литература" будет все более элитарной. И все больше будет разделяться на рассказы о жизни европейцев, об их воспоминаниях и о тяжелых перипетиях стран, которые недавно стали демократическими.

    Иван Морозовицкий

    Инф.

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.