Сланцевая революция в США серьезно изменила энергобаланс этой страны, позволив отказаться от импорта газа и начать экспорт нефти.
Но насколько американская экономика в целом выиграла от нее? Не настолько, как можно было бы ожидать, говорится в докладе, представленном парламентом Европейского союза в начале этого года. Доклад французского аналитического центра «Институт устойчивого развития и международных отношений», посвященным перспективам применения американского сланцевого опыта в Европе под названием Unconventional wisdom: economic analysis of US shale gas and implications for the EU, приходит к выводу, что нет «никаких доказательств того, что сланцевый газ является движущей общего оживления производства в США».
Вклад добычи сланцевого газа в экономику пока ограничен
Безусловно, добыча сланцевого газа позитивно сказалась на экономике, но это влияние очень ограничено отдельными секторами и местностями, в которых ведется добыча. Влияние «сланцевой революции» на экономику в целом незначительно, считают аналитики центра.
По их мнению, цены на природный газ вряд ли удержатся на низком уровне, а США в будущем во многом будут зависеть от импорта нефти. Даже при очень оптимистических расчётах совокупный долгосрочный эффект на американский валовой внутренний продукт (ВВП) будет меньше 1% в год. На период 2012–2035 гг, когда ожидается пик «сланцевого бума», добыча сланцевого газа и нефти увеличит ВВП США в среднем на 0,84% в год. Реальный экономический эффект ощутили лишь химическая и нефтехимическая отрасли.
Сейчас каждый 20-й американец живет недалеко от буровой скважины
Зато другие эффекты ощутили многие американцы. Сегодня примерно 15 млн человек, т.е. каждый двадцатый житель США живет на расстоянии не более 1,6 км от буровой скважины, пишет аризонский сайт Rose Law Group Reporter со ссылкой на The Wall Street Journal.
На сайте американской НГО FracTracker Alliance, исследующей развитие, перспективы и влияние фрекинга, можно увидеть карту инцидентов загрязнения в разных штатах США в результате фрекинга и другой деятельности, связанной с добычей сланцевого газа. Бурение и добыча – шумный вид деятельности, никому не нравится, если рядом с твоим домом день и ночь работает буровая установка, а все дороги в окрестностях разбиты тяжелой техникой, которая подвозит части бурового оборудования, воду и вещества, применяющиеся при гидроразрыве и пр.
В начале этого года активисты движения против добычи сланцевого газа получили повод злорадствовать и издеваться над газодобытчиками: генеральный директор ExxonMobil, Рекс Тиллерсон вместе со своими соседями подал иск против добычи сланцевого газа в своей округе – это будет мешать движению по дорогам и понизит цену недвижимости.
Считается, что добыча сланцевого газа создает новые рабочие места
То, что экономический эффект «сланцевой революции» намного скромнее, чем ожидалось, заставляет пересмотреть многие вещи, которые раньше казались очевидными. Так, считается, что добыча сланцевого газа создает новые рабочие места, способствует привлечению инвестиций и пр. Об этом часто говорили у нас в стране, когда обсуждались «сланцевые» перспективы Украины. Мы все еще считаем, что сланцевый газ обеспечит не только энергонезависимость для всей страны (пусть и в далёкой перспективе), но и работу для многих граждан Украины, поступления в бюджет и, соответственно, соцвыплаты, пенсии и пр.
Но даже в США, где «сланцевая революция» действительно удалось, ее социальные эффекты мало заметны. Говоря о ее вкладе в экономику, Обама недавно заявил, что объемы планируемых инвестиций в новые заводы, которые используют природный газ, составляют почти сто миллиардов долларов. Но исследователи из Международного валютного фонда считают, что такой большой объем инвестиций и снижение цен на газ в США объясняется во многом другими факторами – восстановлением экономики после кризиса 2008-2009 годов, снижения курса доллара и заработных плат.
Об этом в интервью National Geographic рассказал глава отдела исследований сырьевых рынков в МВФ Пракаш Лунгони. Таким образом, даже в США «сланцевая революция» если и создала новые рабочие места, то не очень хорошо оплачиваемые. Если бы зарплаты были выше, это сказалось бы на цене добываемого газа, объеме добычи и инвестициях.
В Америке часто преувеличивают экономические эффекты
Американские чиновники часто преувеличивают количество рабочих мест, созданных благодаря добыче сланцевого газа. Так, губернатор Пенсильвании Том Корбетт недавно заявил, что в его штате добыча создала 200 тыс. рабочих мест. Пенсильванская газета The Allentown Morning Call позволила себе усомниться в такой оптимистической оценке и провела свою. Оказалось, что непосредственно с разработкой связано лишь около 30 тыс. человек, причем рост числа таких рабочих мест с 2010 по 2013 года замедлился на треть. Кроме того, даже такой умеренный рост занятости в секторе газодобычи напрямую связан с сокращением числа рабочих мест в угледобыче и возобновляемой энергетике.
В Европе «сланцевые» перспективы оставляют желать лучшего
Если даже в США все не так просто и однозначно со «сланцевой революцией», то в Европе «сланцевые» перспективы вообще оставляют желать лучшего, считают эксперты упомянутого выше Института устойчивого развития и международных отношений. Кроме того, все еще сложно сказать, сколько сланцевого газа можно добыть в Европе – континент (по сравнению Северной Америкой) мало изучен в этом отношении. По усреднённым оценкам экспертов, добыча сланцевого газа в Европе может обеспечить от 3 до 10% потребности в газе.
Таким образом, даже если в ЕС и начнут добывать сланцевый газ, то все равно львиную долю потребности Европы в газе будет обеспечивать импорт. То же самое во многом касается Украины. Кроме того, пока нет никаких оснований ожидать, что на Олесской площади (Львовская и Ивано-франковская области) газа больше чем в Польше (где его так и не нашли в промышленных объемах) – там те же самые геологические формации, а залегают (возможно) газононосные породы гораздо глубже, чем в США.
Никто не будет вкладывать деньги в бизнес в районе боевых действий
Возможно, для Юзовской площади (Харьковская и Донецкая области) перспективы добычи лучше, но сейчас уже очевидно, что никто не будет вкладывать серьезных денег туда, где идут боевые действия. И даже если они закончатся, и в регионе надолго установится благоприятный инвестиционный климат, не факт, что возможные инвестиции серьезно улучшат жизнь большинства людей.
e-news.com.ua