Столичная телебашня до сих пор является самым высоким в мире решетчатым сооружением и вряд ли этот рекорд будет побит
16 ноября работники радио, телевидения и связи Украины отметят свой профессиональный праздник. Поэтому накануне «Сегодня» решила рассказать о секретах столичной телебашни и ее предшественницах.
СОВРЕМЕННАЯ. Башня около столичной станции метро «Дорогожичи» уже 40 лет — центр всей тележизни Украины. Высота — 380 м (это на 60 м выше Эйфелевой!). Она строилась по передовой технологии поднаращивания конструкций, от верхушки к основанию. Среди работников телецентра ходит шутка о том, что башня продолжает расти и сегодня, на пять метров каждый год, а лишнее сотрудники сдают на металлолом.
На высоте 230 м и выше установлены антенны, они вещают в радиусе 100 км.
Внутри башни — два лифта. Скоростной движется в 10 раз быстрее обычного со скоростью примерно 4 м/с. До конечной остановки на высоте 192 м он добирается за 50 секунд. Беременных в этот лифт не пустят — слишком большая перегрузка. Во время подъема приходится сглатывать — закладывает уши.
Дальше, до высоты 329 м, можно добраться при помощи резервного, тихоходного лифта. А еще выше — только по лестнице. Впрочем, на самый верх сотрудники забираются только раз в полгода — во время профилактики. В другое время находиться там опасно из-за мощного электромагнитного поля.
На высоте от 80 до 200 метров расположены круговые площадки. Отсюда открывается великолепный вид на столицу, которым можно полюбоваться при тихой погоде. А в ветреные дни на 200 метров лучше и нос не казать — сдуть, может, и не сдует, если за перила держаться, но приятного мало.
Голова всего тв страны
В основании Киевской телебашни находится сердце всего телевидения Украины — Центр контроля и управления (ЦКУ). Сюда сходятся все сигналы от телекомпаний и телестудий страны. И отсюда же программы «раздаются» на аналоговые и цифровые передатчики, а затем по специальным кабелям поднимаются наверх, к антеннам. И по радиорелейной линии (по цепочке, от антенны к антенне) расходятся по всей Украине. Здесь же формируется пакет программ, которые направляются на спутник. Также из ЦКУ берут сигнал многие кабельные операторы.
МЕГАТЕЛЕВИЗОР. Качество сигнала отслеживают на огромных мониторах — по долгу службы сотрудникам приходится по 12 часов подряд просматривать десятки телепередач одновременно. Телеканалам ЦКУ также обеспечивает возможность пустить в эфир материал, подготовленный журналистами далеко от родной студии. «Например, корреспондент отснял сюжет где-нибудь в Черкассах, — рассказывает ведущий инженер ЦКУ Игорь Бахурский. — По радиорелейке он перегоняет материал к нам, а мы отправляем его телеканалу. На канале готовят передачу, а затем все это возвращается к нам в готовом для вещания виде. Пока корреспондент вернется в Киев, сюжет уже выйдет в новостях. Также мы можем подать прямой эфир из любой студии в Украине на любой телеканал».
Словом, именно отсюда можно совершить диверсию, как в фильме «99 франков», и пустить в эфир провокационное послание на всю страну. К счастью, никто этой возможностью не пользуется. «Хотя мы с ребятами думали об этом, — рассказал бывший сотрудник ЦКУ. — Записать, например, признание девушке в любви и пустить по всем каналам. В тюрьму посадят, конечно, но зато какая романтика!»
Уже около месяца действует новый ЦКУ — он также находится на первом этаже башни, по соседству со старым, но занимает помещение в два раза больше. Новый центр монтировался около полугода, здесь просторно и уютно, всюду новое оборудование. «В старом ЦКУ использовалось аппаратура предыдущего поколения — громоздкая, шумная, сложная в обслуживании, — объясняет Богдан Чайка, начальник цеха УКВ. — Работать стало неудобно».
Куда ушел прогресс
Первые передатчики были установлены не в самой башне, а в невысоком здании рядом с ней. Тогда вещали всего несколько телеканалов, все они работали в метровом диапазоне и требовали более громоздкого оборудования. Передатчик одного канала занимал — да и занимает по сей день — целый зал. Сигнал передается в башню по специальному мостику. Постепенно, в конце 70-х, начали осваивать дециметровый диапазон. «Он меньше подвержен помехам. Кроме того, можно более рационально использовать частоты, — поясняет Богдан Чайка. — В метровом диапазоне телеканалы размещаются через один, чтобы не мешать друг другу, то есть определенные волны «пустуют». А в дециметровом есть возможность поставить их плотнее».
Все новые телеканалы, которых в 80—90-х появилось большое множество, работают в дециметровом диапазоне. Их передатчики занимают стойки размером с холодильник. И собраны в двух залах самой башни — на высоте 200 метров. «Таким образом мы сократили путь сигнала к антеннам на 200 метров, и он доходит с меньшими потерями», — рассказывает Богдан Иванович.
Также здесь размещены четыре передатчика цифрового телевидения Т2 — они транслируют 32 канала. Цифровая кодировка позволяет уместить в одном частотном канале сигнал восьми телеканалов в высоком качестве.
В залах стоит грохот — шумит не аппаратура, а вентиляторы, необходимые для охлаждения. В отдельной комнате, отгороженные от шума, сидят дежурные смены. Так же, как в ЦКУ, они отслеживают эфир на мониторах, только у них по две картинки на каждый канал: вход (сигнал, поступающий от ЦКУ) и выход (сигнал, который передатчики подают на антенну). Круглосуточно здесь присутствует двое работников — смены длятся по 12 часов. Точно такая же комната есть и внизу, в помещении со старыми передатчиками; там также дежурят двое.
Красота требует жертв
Недавно завершили покраску башни. Она проводится раз в пять лет, в этот раз наведение красоты занимает около трех месяцев. «Проблема в том, что у нас все работает круглосуточно, — рассказывает Чайка. — А покраска — это работа, в основном, в антенном поле. Мощности очень большие, и чтобы людей не поджарить (а мозги практически закипают за 10 минут в поле такой напряженности), сигнал приходится отключать. При этом все теряют деньги — и телеканалы, которые не пускают в эфир рекламу, и мы — каналы нам за это время не платят. Поэтому договорились отключать сигнал на четыре часа по ночам и только в рабочие дни».
ЖИЗНЬ ПОД АНТЕННАМИ. По своему воздействию волны, которые расходятся от антенны, напоминают СВЧ — они заставляют молекулы двигаться быстрее и нагревают тела. Под самой башней — мертвая зона: здесь нет приема, т.к. радиоволны от антенн расходятся не вверх и вниз, а бубликами к горизонту. Так что облучает башня по большей части близлежащее кладбище и окрестные дома. Но всегда отсиживаться в мертвой зоне у сотрудников не получается. «Даже в стволе башни есть такие зоны, где напряженность поля позволяет находиться не более 20 минут, — говорит Богдан Иванович. — Но если соблюдать меры безопасности, можно долго и спокойно работать — вот как я, уже 35 лет». И все же со временем сотрудники начинают страдать от гипертонии. Чтобы работники могли размяться после смены, неподалеку от башни обустроили спортивную площадку. Если нужно, она может превратиться в футбольное поле или теннисный корт. К слову, средняя зарплата работника телевышки — 3 тыс. грн., с добавками-премиями выходит около 4-5 тыс. в месяц.
Секретный объект и пельменная
Подольская радиобашня на ул. Олеговской была построена в 1951 году (ее высота 136 метров). Возводили ее как «глушилку» западных радиостанций. Место для строительства выбирали долго. Для эффективности башни нужен был высокий холм и отдаленность от жилых домов, посему выбор пал на Олеговский холм (гора Щекавица).
Стальную конструкцию возвели на месте элитного кладбища, где хоронили купцов, статских советников, богатых мещан. Могилы во время строительства разрушили. Там, где сейчас КПП башни, была сторожка смотрителя. А на месте вышки находились руины старой церкви. По преданию, именно в ней был захоронен князь Олег. Когда начались подготовительные работы, к могилам зажиточных киевлян стали наведываться мародеры. Работники спецслужб окружили территорию, обследовали могилы, изъяли драгоценности и только после этого разрешили продолжать строительство. В советские времена радиобашня использовалась как «глушилка» «вражеских голосов» из западных стран. Процесс глушения происходил в здании со специальными передатчиками. Чтобы заглушить чужую волну, спецы настраивались на частоту вещания западной станции, и как только она начинала звучать, включался генератор, и из приемников вместо мелодий Beatles и ABBA доносился скрип или завывание ветра. Сотрудники, работавшие на «глушилке», частенько грешили тем, что втихаря делали для себя качественные записи. Кстати, глушить «вражеские» станции перестали в 1988 году.
«Я живу по соседству с башней с 1955 года. Сорок лет проработала на Гостелерадио, сменным инженером в центральной аппаратной радиовещания. Наша соседка-вышка глушила то, что вещал «Голос Америки». Тогда на ней были мощные антенны. Возле вышки стоял огромный генератор, который гудел круглые сутки. Для него даже специальный бассейн вырыли, чтобы охлаждать. Саму радиовышку охраняли военные в форме с автоматами. Нам, ее соседям, от нее было больше вреда, чем пользы. Напряженность магнитного поля была очень большая, и мы постоянно облучались. Многие тогда онкологией заболели», — вспоминает киевлянка Наталия Степановна.
В 1990-е годы башню хотели снести, но до этого дело не дошло. Руководству предприятия удалось сохранить коллектив и саму уникальную конструкцию. Сегодня радиобашня используется как голос многочисленных радиостанций, на ней установлены передатчики двенадцати FM-радиостанций и мобильных операторов. «Наша радиобашня переживала разные периоды. Кстати, с 1951 года она не сдвинулась ни на сантиметр — строили на века. Одно время мы даже пустили на свою территорию арендаторов, которые делали здесь пельмени и вареники на продажу. Сейчас этого уже нет», — говорят сотрудники башни.
Телебашню покорили комики
Первая Киевская телебашня появилась в столице вместе с запуском телевидения. Ее возвели в 1951 году в центре столицы, в районе улицы Гринченко, рядом с Крещатиком. Она прослужила более 20 лет. Трехгранная телевизионная башня высотой 180 метров была видна изо всех уголков Киева — она была вдвое выше Лаврской колокольни.
Телебашня ретранслировала всего лишь один канал, причем передачи выходили в эфир только в вечернее время. Советская власть считала, что днем граждане трудятся и развлекаться им некогда. Впрочем, с 1959 года киевляне получили возможность «смотреть ящик» и в дневное время. Через три года башня была оборудована дополнительной антенной и ретранслировала уже два канала. Еще через семь лет горожане смогли получать цветную картинку.
«Поначалу телебашня пугала горожан. Ее конструкция грозно возвышалась на теперешней улицей Гринченко. Но со временем люди настолько привыкли к ней, что под конструкцией даже назначали свидания. Она была хорошим ориентиром для приезжих», — говорит киевлянин Сергей Остапчук. У тогдашних властей была даже идея установить на башне огромные часы, как на лондонском Биг-Бене, но от нее отказались.
Горожане до сих пор вспоминают легендарных советских комиков Штепселя — Ефима Березина и Тарапуньку — Юрия Тимошенко, которые в 1953 году сняли комедийный кинофельетон «Тарапунька и Штепсель под облаками». Главным героем киноленты стала киевская телебашня, на которую по лестнице взбираются Штепсель и Тарапунька. С ее макушке они «обозревают город», шутя над тем, как и чем жил Киев образца 1953 года.
В 1960-е годы чиновники решили, что телевышка — секретный объект, и ее стирали с фотографий, которые выходили в газетах. «На фотографиях было все: и дома, и шествия людей, а телебашню почему-то стирали, будто ее и нет», — вспоминает пенсионерка Мария Полевая. А в 1970-х годах башня исчезла по-настоящему. Она не отвечала потребностям города, и власти решили строить новый телецентр, а башню в центре демонтировали.
e-news.com.ua