Вслед за отставкой правительства Президент Украины Виктор Ющенко публично пообещал исправить ошибки, совершенные по отношению к бизнесу, «в ближайшие полтора-два месяца». Эксперты и аналитики прогнозируют, что взаимоотношения власти и крупных финансово-промышленных групп на новом этапе действительно приобретут, отсутствовавшую ранее, конструктивность.
В качестве официальной причины отставки правительства, секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) и Государственного секретаря глава государства предложил версию «общего разлада в команде». Однако, масштабы развернувшегося кризиса вряд ли позволяют удовлетвориться столь толерантной формулировкой. Более того, не является подлинной причиной ухода «оранжевого» правительства со сцены и чрезмерно обострившийся конфликт вокруг реприватизации ОАО «Никопольский завод ферросплавов» (НЗФ). Хотя, несомненно, именно он стал наиболее мощным поводом для введения в разум посредством отставки несколько заигравшейся власти. В самом деле, после столь откровенного беззакония со стороны Кабинета Министров Украины, учиненного в ходе реприватизации НЗФ, после столь прозрачного союзничества высшего органа исполнительной власти с одной из финансово-промышленных групп («Приват»), после всех тех, видимо вполне заслуженных, обвинений, которые прозвучали со стороны экс-премьера Юлии Тимошенко в адрес экс-секретаря СНБОУ и, наконец, в контексте дошедшего до гротескных форм скандала вокруг НЗФ, выйти из сложившегося положения можно было только через дверь — путем вывода со сцены главных персонажей.
Однако более дальновидные аналитики отнюдь не склонны, во-первых, считать неприличное положение, создавшееся на Никопольском ферросплавном, ошибкой г-жи Тимошенко; а, во-вторых, видеть именно в нем основания для смены всего состава Кабмина. Так, несмотря на то, что внимание подавляющего большинства экспертов все еще остается прикованным к разборкам вокруг НЗФ, некоторые из них считают, что «апофеоз беспредела» на этом предприятии был не более чем провокацией со стороны экс-премьера, планировавшей свою отставку. И соответственно в этом свете подлинной причиной ухода «правительства народного доверия» становится как раз преддверие того состояния в экономике страны, когда это самое доверие должно было оказаться неизбежно утраченным. Одним словом, отдельные эксперты склонны думать, что нынешняя отставка Кабмина — это не более чем своевременное бегство от последствий той экономической политики, которая проводилась до сих пор.
Наряду с этим существует еще одна точка зрения относительно причин отставки правительства. Так, немногочисленные эксперты полагают, что экс-премьер-министр Юлия Тимошенко действительно планировала свою отставку, но предусматривала совершенно иной сценарий. А именно: суть ее последних шагов должна была интерпретироваться в контексте борьбы с коррупцией, в ходе которой она якобы осталась в меньшинстве. Исходя из этого, Президенту предполагалось выдвинуть ультиматум, после которого были бы уволены все или почти все ее политические конкуренты. Наряду с этим отставка как добровольный шаг все равно бы произошла, но мотивация ее была бы совершенно иная, нежели нынешняя. Скорее всего, г-жа Тимошенко обвинила бы в своем уходе парламент, который не думает о людях и т.д. Однако, как видно, этот сценарий экс-премьеру реализовать не удалось.
Как бы то ни было, в любом случае для правительства отставка оказалась достаточно своевременной, но является ли она и станет ли таковой и для самой экономики? Конечно, применение экономической терапии или, например, хирургии будет определяться не только степенью запущенности болезни, но и стилем лечения, присущим самому доктору. И, кстати, в этом плане на нынешнего и.о. премьер-министра Украины Юрия Еханурова можно сказать все эксперты и промышленники возлагают большие надежды. Так, многие полагают, что данная личность не уступает в политическом весе и влиянии ни г-же Тимошенко, ни ее оппоненту — г-ну Порошенко. Наряду с этим, вероятную перспективу утверждения г-на Еханурова в должности главы правительства аналитики связывают именно с весьма существенной корректировкой экономической политики государства. В числе ее главных пунктов называют, во-первых, восстановление диалога с ведущими финансово-промышленными группами, и, во-вторых, долгожданную реализацию принципа равноудаленности от каждой.
На сегодня аналитики уже суммировали весь комплекс актуальных экономических проблем, созданных правительством Юлии Тимошенко, решать которые придется именно г-ну Еханурову. Первой и самой наболевшей из них, разумеется, является проблема реприватизации. Как уже заявил нынешний и.о. премьера, все проблемные вопросы отныне будут решаться путем переговоров и посредством заключения мировых соглашений. По мнению директора Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александра Рябченко, новый глава нового правительства действительно остановит реприватизацию как процесс. Однако сделать это будет непросто, поскольку явное отступления от популярных лозунгов накануне выборов весьма чревато охлаждением определенной части электората. Как считает эксперт, скорее всего новый Кабмин просто доведет до конца уже возбужденные дела, но урегулирует их посредством мировых соглашений и доплаты. А как такового возврата тех или иных предприятий в госсобственность за нарушение закона при приватизации больше не будет.
Второй проблемой, которую придется решать правительству г-на Еханурова, является корректировка приватизационных планов. Аналитики даже высказывают предположения, что будет отменен конкурс по приватизации ОАО «Криворожсталь». Надо сказать, что это мнение отчасти разделяет и сама Председатель Фонда госимущества Валентина Семенюк, которая не исключает возможности изменения сроков и стратегии приватизации двух резонансных объектов – «Криворожстали» и НЗФ. Как бы то ни было, пока г-н Ехануров заявил, что судьба и «Криворожстали», и НЗФ будет решаться в соответствии с тем, что сложилось на сегодня.
Однако, по мнению г-на Рябченко, впоследствии правительству все-таки придется некоторым образом отредактировать позицию по этим двум объектам, исходя из общей линии на прекращение реприватизации. Что, как отметил эксперт, является большой проблемой. Ведь с одной стороны — налицо толерантная позиция власти, которая не хочет ставить бизнесу палки в колеса, а с другой — «решения судов, которые слишком далеко зашли». В целом, резюмирует эксперт, доминирующей здесь станет юридическая составляющая и не исключено, что именно она будет все определять. При этом конкурс по «Криворожстали» вообще вряд ли состоится (из-за крайне жестких условий), а значит — нет никакого риска для экономики страны, а в случае повторной продажи НЗФ и покупки его группой «Приват» угроза монополизма является весьма реальной.
Еще одной актуальной проблемой, которая встанет перед новым правительством, является поиск механизмов оптимизации взаимодействия между промпроизводителями и естественными монополиями. На сегодня и.о. премьера пообещал, что «не будет практиковать ручное управление экономикой». Однако этого мало. Но, как считает директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александр Рябченко, г-н Ехануров этим не ограничится. Эксперт предполагает, что главным образом и.о. премьера будет преимущественно ориентироваться на то, чтобы нацпроизводитель работал, а значит — поднимать отрасли, на которых стоит экономика. По мнению г-на Рябченко новый глава правительства вряд ли допустит, «чтобы наш рынок заполнил импорт». (Ведь если сложившаяся тенденция к его доминированию не изменится, к концу года в отечественной экономике налицо будет падение темпов промпроизводства.) А значит, новое правительство все-таки начнет поддерживать экспортноориентированные отрасли.
Елена Герасимова,
корреспондент
ELCOMART.NEWS
( www.e-news.com.ua )