Хаос в Египте заставляет наблюдателей говорить о возможных проблемах на Суэцком канале, ключевом для морской торговли и транзита нефти.
“Примерно половина производимой в мире нефти, а это 90 млн баррелей в день, транспортируется по воде”, - говорят аналитики инвестиционного фонда US Funds.
В какой-то момент почти вся перевозимая по морю нефть оказывается в одной из семи точек морского транзита, или в “бутылочном горле” (chokepoint). Провоз через узкий пролив или канал таит для танкера различные риски, от морского пиратства до длинных “пробок”. При этом любая блокировка “узкого горла” может привести к резкому скачку цен на рынке.
Датские проливы
Система проливов между Скандинавским и Ютландским полуостровами. По мнению Информационного управления по энергетике (EIA), по мере того как Европа увеличивает импорт российских энергоносителей, увеличивается значимость датских проливов. В 2010 г. через это “бутылочное горло” проходило 3 млн баррелей нефти в день.
Турецкие проливы
Проливы Босфор и Дарданеллы - одни из самых загруженных в мире. В 2011 г. через турецкие проливы прошли 50 тыс. судов, перевозя ежедневно 3 млн баррелей нефти.
Суэцкий канал/нефтепровод Sumed
Судоходный бесшлюзовый канал (длина - 163 км, ширина - 77 метра) соединяет Средиземное и Красное моря. В 2011 г. через египетский канал прошло 18 тыс. судов. Если объединить транспортировку нефти по Суэцкому каналу и находящемуся в районе трубопроводу Sumed, то ежедневно перевозится 2,4 млн баррелей нефти.
Ормузский пролив
Соединяет Оманский залив с Персидским заливом и считается самой важной транзитной точкой по транспортировке нефти в мире. В 2011 г. через Ормузский пролив проходило 17 млн баррелей нефти в день.
Баб-эль-Мандебский пролив
Пролив между юго-западной оконечностью Аравийского полуострова и Африкой считается одним из самых опасных для судоходства. В 2011 г. через Баб-эль-Мандебский пролив проходило 3,4 млн баррелей в день.
Малаккский пролив
Пролив между Малайским полуостровом (западная Малайзия) и индонезийским островом Суматра. Малаккский пролив – самая важная транзитная точка в Азии, через которую в 2011 г. ежедневно проходило 15 млн баррелей нефти.
Панамский канал
Судоходный канал соединяет Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном. В 2011 г. через Панамский канал проходило 755 тыс. баррелей нефти в день. Однако после завершения в 2014 г. модернизации канала его пропускная способность увеличится в три раза.
Инф. maanimo.com
e-news.com.ua