Однако дизельного топлива ситуация не коснется.
Эксперты "Консалтинговой группы А-95" не исключают рост цен на бензин всех марок в сентябре-октябре 2013 года, что будет обусловлено переориентацией на альтернативные источники поставок топлива.
По мнению экспертов, переориентация будет спровоцирована неожиданными сбоями в системе традиционных поставок, а именно проблемами, возникшими на производстве одного из крупнейших поставщиков нефтепродуктов в Украину — Мозырском нефтеперерабатывающем заводе (Беларусь), занимающего около 35% рынка бензина по итогам первого полугодия 2013 года.
По данным "А-95", в начале августа на установке каталитического крекинга на Мозырском НПЗ возникла поломка, которая привела к внеплановому ремонту предприятия и существенному снижению поставок бензина в Украину. Кроме того, в сентябре завод уйдет на плановый двухмесячный ремонт.
По расчетам "А-95", в августе дефицит поставок составит около 100 тыс. тонн или 25% от ожидаемого уровня потребления автомобильных бензинов. Аналогичная нехватка ожидается в сентябре. "В июне и июле рынок также работал с дефицитом 50 и 60 тыс. тонн соответственно", — говорит директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.
По словам эксперта, для обеспечения потребления активно использовались ранее накопленные запасы, которые с учетом форс-мажорного снижения поставок в августе истощены. В связи с проблемами закупок в Беларуси рынок будет вынужден переориентироваться на другие направления.
В частности, ожидается увеличение на 30-40 тыс. тонн поставок бензина из Литвы и Польши с НПЗ концерна "Орлен", на 40-50 тыс. тонн — через Феодосийскую нефтебазу (импорт на ее перевалочных мощностях производят компании ВЕТЭК Сергея Курченко, российский "ЛУКОЙЛ", WOG бизнесмена Игоря Еремеева, и концерн "Галнафтогаз".
Кроме того, в консалтинговой компании прогнозируют рост поставок на 10-20 тыс. тонн через другие порты и сухопутные границы (Венгрия, Туркменистан, страны Средиземноморья). Также во второй половине сентября ожидается поступление на рынок нефтепродуктов с Одесского НПЗ (входит в ВЕТЭК Сергея Курченко), запущенного в марте текущего года (около 35 тыс. тонн в месяц).
Аналитики "Консалтинговой группы А-95" подчеркивают, что ресурсный дискомфорт ожидается только в отношении моторных бензинов, тогда как ситуация с дизельным топливом пока не вызывает опасений.
По мнению экспертов, переориентация на альтернативные источники поставок, которые обладают большей себестоимостью за счет повышенных логистических затрат, может привести к коррекции цен в опте, а в дальнейшем и в рознице на 20-30 коп./л. Более существенный рост цен может быть продиктован повышением мировых цен на нефть и нефтепродукты, который наблюдается в конце августа.
"Спекулятивный рост цен на бензин в Украине исключен, так как рынок открыт и диверсифицирован, что делает невозможным возникновение глубокого дефицита. В свою очередь пример российского рынка показывает, что даже в крупнейшей нефтедобывающей стране планеты возможен ажиотажный рост цен на топливо и его исчезновение на АЗС, если этот рынок закрыт", — говорит Сергей Куюн.
Инф. delo.ua
e-news.com.ua