Военная прокуратура засомневалась в том, что капитан СБУ Михаил Рымарь, который был за рулем разбившейся на Интернациональной площади «Инфинити», был трезв . Несмотря на то, что Рымарь предоставил справку, что был не пьян , а взятые у него анализы не показали алкоголь в крови, прокуратура собирается выяснить, насколько правильно была проведена экспертиза и при каких обстоятельствах. Как выяснили «Вести», липовые справки о трезвости — лишь одна из многочисленных технологий, как не нести ответственности за ДТП. Например, за поддельную медсправку просят всего $300–500, а за $3 тысячи найдется человек, который отсидит срок.
Покупка свидетелей
Первый признак того, что водитель собирается отмазываться от аварии, — это скручивание номерных знаков с машины еще до приезда ГАИ. Наш источник в киевском УБОП объясняет, что так можно доказать непричастность машины и ее владельца. «По документам только пройдет, что стоял автомобиль такого-то цвета и марки», — говорит убоповец. В таком случае можно написать, что виновника вообще там не было, а его машина не участвовала в ДТП, мол, была другая, неопознанная. В ГАИ Киева нам сказали, что законом снимать номера не запрещено, если транспортное средство уже не двигается. «Это личное дело водителя. Таким образом, они, например, могут уберечь номера от кражи», — говорят в ГАИ.
Правозащитник Эдуард Багиров говорит, что сразу после ДТП виновник обязательно советуется по телефону со знакомым гаишником, как ему дальше себя вести. Или со своими юристами. «Если он пьян, то ему советуют покинуть место ДТП, а потом явиться и сказать, что был в состоянии шока», — говорит Багиров. Юристы могут сразу подыскать ему нужных свидетелей — каждый обойдется в $50. Они тут же прибудут и расскажут все как надо.
В тюрьму — за деньги
Порой даже сразу подыскивают того, кто готов посидеть в тюрьме за виновника. «Например, сбил человека и сбежал. После звонка приезжает «виновник», оставляет отпечатки пальцев в авто и рассказывает, что взял машину покататься. Такие люди сидят в «водительской» колонии №115 в Кагарлыке, а платят им $2–3 тыс. за год отсидки (в среднем срок за ДТП с жертвами — два-три года. — Авт.)», — говорит Багиров. Как правило, это водители, которые обслуживают богатых и влиятельных. После отсидки хозяева их не бросают, покупают им авто, квартиры и берут на работу.
Как договариваются на месте
Можно договориться с гаишником прямо на месте. «Если виновник договорится с инспектором о сумме, то на него просто не заполнят бланк протокола. Экспертная группа, которая приедет на место ДТП, тоже будет в доле. Помочь может и высокий милицейский чин — если виновник быстро с ним созвонится, то тот по телефону надавит на инспектора», — рассказал наш источник в УБОП. Он говорит, что среди инспекторов немало честных людей, но и на них можно повлиять. «Если какой-то «Бентли» протаранит кучу машин, то гаишник сделает все, что скажет начальник. Он же не враг себе», — сказал нам убоповец. Также платят и за составление нужной схемы аварии прямо на месте — так оказывается, что виновник ехал на зеленый сигнал светофора или двигался по главной дороге.
Можно также отказаться от медицинского освидетельствования на алкоголь, а затем предоставить справку, что был трезв. На это существуют свои расценки. По данным нашего источника, $300–500.
Если на месте ДТП отмазаться не удалось (например, у него общественный резонанс), придется заплатить намного больше на следующих этапах (см. графику) — следователю, прокуратуре, суду. «Даже если мажор убьет целый автобус людей, ему максимум грозит девять лет. Отсюда и такие невысокие расценки на откуп — от $10 тыс. до 20 тыс. Бывает еще меньше», — говорит правозащитник Ярослав Дунаев.
В милиции о взятках ничего не знают
В ГАИ Киева и в милиции нам рассказали, что о случаях дачи взяток не знают и предлагают сообщать им о таких фактах. «У нас не откупаются от ДТП. Если вам известно о таких случаях, сообщайте по телефонам доверия, либо в частном порядке нашему руководству. Оно, кстати, очень принципиально по отношению к взяточникам и коррупционерам», — сказала нам пресс-офицер столичного главка МВД Ольга Билык. А в ГАИ Киева заверили, что вмешаться в расследование серьезных ДТП невозможно. «Такие дела на контроле прокуратуры и следственного отдела управления МВД. Случаев дачи взяток для изменения хода следствия мы не знаем. Если вы такие факты знаете, говорите о них», — сказали нам в столичном ГАИ.
Кстати, по данным нашего источника в УБОП, сотрудники СБУ — та категория, которую гаишники больше всего боятся проверять на дороге. «Люди с «корочкой» всегда наглее на дороге. Но гаишники стараются не трогать только две службы — УБОП и СБУ, а всех остальных проверяют. Просто именно эти службы очень часто ведут разработки — сами контролируют сотрудников ГАИ, потому последние предпочитают не связываться», — рассказал нам убоповец.
e-news.com.ua