Все мы порой сталкиваемся с ситуациями, когда не можем выбрать правильное решение рабочих или личных вопросов. Логические рассуждения не всегда дают нужный эффект, особенно если нужно решить задачу творческого характера. В таких ситуациях хорошо помогают эвристические методы.
Что же это такое? Эвристические методы представляют собой систему стратегий и тактик, стимулирующих интуитивное мышление при решении задач, генерирование новых идей.
Тактика «мозгового штурма»
Пожалуй, это самый известный в массах эвристический метод, название которого у всех на слуху. Он был разработан и предложен американским ученым А.Ф. Осборном, который полагал, что при решении проблем стандартными приемами мы неизбежно наталкиваемся на так называемые «шлюзы» сознания. Мы часто ограничиваемся стереотипными предложениями, поскольку боимся потерпеть неудачу, предлагая что-то оригинальное и новаторское, или быть осмеянными и непонятыми.
В основе же «мозгового штурма» лежат принципы сотворчества и доверия к способностям друг друга – это помогает снизить стереотипность мышления, способствует раскрепощению и дает выход творческой энергии. Метод используется при коллективном обсуждении и решении проблемы. Оптимальной считается группа от 7 до 13 человек, а длительность этого интеллектуального штурма – от 15 минут до одного часа. Все участники обсуждения дискутируют на равных, независимо от того, какое место они занимают в иерархии компании. Любая инициатива поощряется, а критика попросту запрещена. По окончании обсуждения выбираются наиболее оригинальные и рациональные идеи и уже из них выбирают самую оптимальную.
Несомненное достоинство метода «мозгового штурма» в том, что он уравнивает всех членов группы – в его основе лежит принцип демократичности. Доброжелательный психологический климат активизирует интуицию и воображение, разжигает эмоциональный «огонек». Недостаток «мозгового штурма» в том, что он не гарантирует тщательной разработки идеи. Не очень эффективен или совсем неприменим, если задача требует больших предварительных расчетов и вычислений. И совсем не подходит, например, для разработки бизнес-плана, а вот для создания слогана рекламного продукта – идеален! То есть, полезен для творческого креатива.
Тактика эвристических вопросов
Также имеет назание – метод «ключевых вопросов». Его хорошо использовать для сбора дополнительной информации или для упорядочения уже имеющейся. Эвристические вопросы неспроста называют наводящими – грамотно поставленный вопрос наводит на идею правильного решения. Этот метод используют психологи при беседе с клиентом. Они ведь не выдают готовых рецептов по решению той или иной проблемы, а просто, умело формулируя вопросы, помогают человеку разобраться в себе и понять, в чем корень зла. Поэтому если вам не дает покоя некая личная проблема, а посещать психолога вы не хотите – по идейным, материальным или каким другим соображениям – попробуйте воспользоваться методом эвристических вопросов наедине с собой. Есть все шансы разобраться с проблемой самостоятельно и найти выход из сложившейся ситуации.
Самое главное достоинство этого метода в его универсальности: он подходит для решения любых задач. Недостаток же в том, что он не дает каких-то оригинальных идей и решений, но ведь порой сложность совсем не в поиске оригинального решения, а в поиске решения вообще.
Метод инверсии
Это способ решения проблемы от обратного. Бывает, что рассуждая логически, варианты развития и разрешения проблемы кажутся банальными, неверными или неэффективными. В таких случаях попробуйте пренебречь законами логики и здравого смысла и представьте, что будет, если пойти не традиционным путем, а противоположным ему. Не случайно в искусстве завоевания мужских сердец активно практикуются два кардинально различающихся способа: активно флиртовать с привлекательным объектом, демонстрируя свою заинтересованность, или игнорировать его, пребывая в образе «Снежной Королевы».
Метод инверсии построен на двойственных принципах: анализе и синтезе, логическом и интуитивном мышлении. Его несомненный плюс – развитие диалектики мышления. С помощью метода инверсии можно отыскать выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, находить оригинальные и неожиданные решения для совершенно разных проблем и задач. Но стоит признать, что успех применения этого метода во многом зависит от изначальной креативности и нестандартности мышления человека.
Нестандартный метод
Кстати, о нестандартности мышления. В ароматерапии, например, считается, что уникальный аромат розы, снимает нервное напряжение, вселяет уверенность, насыщает ум и помогает в принятии решений и завершении каких-то начинаний, проектов.
В теории у каждого из перечисленных методов есть как неоспоримые преимущества перед другими, так и недостатки. А на практике для решения конкретной задачи – творческой или бытовой – можете воспользоваться всеми способами и получить на выходе в три раза больше вариантов!
Инф.domashniy.ru
e-news.com.ua