Конец холодной войны, завершившейся в 1991 году с распадом СССР, оказал существенное влияние на внешнеполитическое видение многих государств и привел к формированию новой национальной политики безопасности Турции, обладающей особой геостратегической значимостью.
Вопрос о надежной передаче энергоресурсов Средней Азии и Каспийского моря на западные рынки и обеспечении безопасности ресурсов в регионе, который интерпретируется как «задворки» России, превратился в один из важнейших споров, возникших в этот период. В этой связи процесс транспортировки богатых ресурсов Средней Азии и Кавказа на Запад послужил поводом для возникновения стратегий «новой большой игры».
Развитие региональной политики «без Турции» осложняется
Турция находится на пересечении различных энергетических бассейнов. С севера от нее находится богатая нефтью и природным газом Российская Федерация, с юга - скрывающий в своих недрах крупнейшие на поверхности земли запасы нефти Ближний Восток, на востоке от Турции расположены энергетические месторождения Каспийского бассейна и Средней Азии. По мнению министра иностранных дел Турецкой республики Ахмета Давутоглу, стратегическое положение Турции, ее место среди немногих государств, обладающих укоренившейся государственной и культурной традицией и осуществляющих транзит мировых нефтяных потоков, не позволяют формировать региональную политику «без Турции». В этой связи особое значение начинает приобретать понятие «энергетическая геополитика». Анализируя борьбу сил, источником которой становятся географические регионы, геополитика подпитывается прошлым для оценки событий, способных возникнуть в будущем. Энергетическая геополитика охватывает не только регионы, в которых находятся месторождения нефти или природного газа, но в то же время и государства, связанные друг с другом энергетическими транзитными путями. Например, европейские государства и Турция - страны, обладающие в энергетике внешней зависимостью, при этом Россия, государства Каспия и Ближнего Востока - регионы, на территории которых расположены энергоресурсы. Значение Турции в цепи энергетических поставок на Запад стало особенно возрастать в 2000-е годы. В докладе Европейского парламента 2006 года значимость Турции подчеркивается следующими положениями: «Наличие у Турции потенциала транзитной страны, которая может передавать нефть и природный газ России, Каспийского моря и Персидского залива, повышает стратегическое значение Турции в глазах Европейского союза. Одновременно Турция соединяет Европейский Союз и Ближний Восток и выходит на передний план как важный игрок в Средиземноморье».
Средняя Азия обладает колоссальным значением для энергетической безопасности Турции
Позиция Турции на пересечении многих ключевых экономических и политических пространств благодаря стратегически важным транзитным путям пробуждает интерес к вопросу о том, какую политику будет преследовать Турция в области энергетической безопасности. На соседствующие с Турцией Россию, государства Ближнего Востока, Европы и Средней Азии приходится 73% доказанных мировых запасов природного газа и нефти. Для рассматриваемых регионов, находящихся в непосредственной близости от Турции, именно ее территория выходит на передний план как наиболее безопасный маршрут для пролегающих в Европу трубопроводов. Резкое увеличение потребности в энергетике в целом в мире и особенно в Европе приводит к тому, что все взгляды обращаются на энергоресурсы Кавказа и Средней Азии. С окончанием холодной войны энергоресурсы Каспия стали одним из важнейших пунктов повестки дня мировой политики. При этом российские эксперты рассматривают этот регион как «задворки России», а Россию – как лидирующую страну данного региона. Вместе с тем, необходимо принимать в расчет еще не доказанные запасы нефти Ближнего Востока и прежде всего Каспийского бассейна. Согласно прогнозам некоторых российских геологов, в Каспийском бассейне общий объем запасов нефти составляет 7 миллиардов тонн или порядка 50 миллиардов баррелей. Если попытаться оценить разведанные и вероятные резервы природного газа в Средней Азии, то становится понятно, что объем ресурсов Каспия превышает запасы в Северной Америке, Европе, Центральной и Южной Америке. Следовательно, с точки зрения энергетической безопасности для Турции огромное значение приобретает Средняя Азия. Несомненно, основная причина состоит в расположении этого региона на пересечении энергетических коридоров «восток-запад» и «север-юг» и его центральном значении в процессе транспортировки энергоресурсов. Ускоренный рост экономики Турции, сведения и опыт, приобретенные в области энергетической политики, и наличие более стабильной, по сравнению с другими странами региона, политической структуры выходят на передний план при выборе турецкой территории в качестве пути для энергетических транзитов. Ведь в условиях, когда энергетическая зависимость в определенной степени формирует внешнеполитические стратегии безопасности государств, определяющим их политику фактором становится стремление стран овладеть энергоресурсами, обеспечить их безопасность и установить над ними контроль.
Необходимо совершенствовать энергетическую политику Турции
Что касается позиции Турции, то, с одной стороны, она обеспечивает маршрут энергоресурсов, который важен для удовлетворения энергетической потребности Запада, с другой – в силу возрастающей геостратегической конкуренции при строительстве новых трубопроводов Турция сталкивается с определенными препятствиями. Порядка 50% турецкого импорта энергоресурсов составляет природный газ, приобретаемый из России и Ирана. Поступающий из Ирана газ образует 20% совокупного энергетического импорта Турции, в динамике которого вследствие давления Америки и изоляции Ирана наблюдается сокращение. Американское руководство выступает резко против проектов энергетических сетей, которые будут поставлять иранские ресурсы на мировые рынки. В то время как вопрос энергетики постепенно превращается в основной блок, определяющий двусторонние отношения, процесс принятия решений осуществляется на основе ответа на вопрос: в какой мере энергетические трубопроводы соединяют территории государств друг с другом? В сущности, между связанными друг с другом энергетическими сетями государствами вероятность возникновения войны, по сравнению с прямо противоположной ситуацией, чрезвычайно мала. В случае если для одной из сторон возникает угроза национальной безопасности, то для других стран, находящихся в этом же коридоре, она также воспринимается как опасность в экономическом, политическом или национальном смысле.
Говоря о статусе Турции, необходимо заметить, что, несмотря на сохранение функции энергетического терминала, налицо ряд минусов. Прежде всего, это недостаточная активность Турции в области энергетической геополитики в Евразии. В силу внешней зависимости в энергетике ЕС поддерживает проекты альтернативных энергетических путей, преследуя цель - разрушить монополию России на поставки энергоресурсов. В этой связи Анкарой должна быть дана грамотная оценка роли Турции в обеспечении энергетической безопасности ЕС. Другой важный вопрос, касающийся Турции, связан с потенциальной ролью в спорах о правовом статусе Каспия. Благодаря региональной политике Турции в этом регионе она играет важную роль в решении сложных вопросов. Несомненно, вклад Турции в обеспечение баланса сил на основе геополитических особенностей государств исходит из политики, связанной с ролью «посредника» в такого рода вопросах. Многие важные энергетические трубопроводы проходят через территорию Турции и достигают Европы. Например, в течение почти 30 лет трубопровод Киркук - Юмурталык обеспечивает транспортировку нефти в Турцию, при этом работы по наращиванию потенциала трубопровода продолжаются. Благодаря трубопроводу иракская нефть поступает из Персидского залива и транспортируется в Европу. С помощью открытого в 2002 году газопровода Иран - Турция Анкара стремилась сократить свою энергетическую зависимость от России. Однако, в частности, в 2008 году, под предлогом похолодания руководство Тегерана выступило в качестве «ненадежного» поставщика энергоресурсов и сократило поставки газа в Турцию. Среди энергетических линий особым значением обладает нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан, который транспортирует азербайджанскую нефть в Средиземноморье. Большая часть введенного в эксплуатацию в 2006 году трубопровода проходит по территории Турции, и, внеся существенный вклад в геополитическое положение Турции, он способствовал приобретению страной статуса «энергетического терминала». Очевидно, ключевым значением для энергетической безопасности Европы обладает проект Nabucco. Проект нацелен на транспортировку богатых энергоресурсов Средней Азии, Кавказа и Ближнего Востока через Турцию в Европу и благодаря этому на максимальное сокращение существующей зависимости европейских государств от России. Меры, которые Анкаре необходимо принять для удовлетворения внутреннего спроса, должны быть нацелены на будущее Турции, связанное с важной ролью, которую она будет играть в системе энергетических сетей. В этой связи Турции необходимо развитие долгосрочных энергетических стратегий.
Разнообразие энергетических проектов в регионе усилит связи между странами
Для сохранения таких крупных проектов, как Nabucco, и наращивания потенциала существующих трубопроводов должен быть четко определен правовой статус Каспийского моря. При тщательном рассмотрении существующих проблем становится понятно, что идея транспортировки туркменского газа через Иран в Турцию и из Турции в Европу не представляется позитивным для Турции прогнозом с точки зрения обеспечения энергетической безопасности. Чтобы пролить свет на вопрос о статусе Каспия, Турция прежде всего должна проводить открытую дипломатию и стремиться содействовать достижению согласия между прибрежными государствами Каспийского моря. Это позволит повысить потенциал трубопроводов, передающих энергоресурсы Каспийского бассейна, и в то же время обеспечит возможность реализации ряда проектов, в которых будет участвовать и Турция. Другая конечная цель Турции в новой энергетической стратегии - большая интеграция регионов Ближнего Востока и Кавказа в новые энергетические проекты и, следовательно, обеспечение сближения государств не только в экономическом, но и политическом смысле при усилении коммуникации между странами. Превращение турецкой территории в регион, в котором пересекается множество энергетических сетей при укреплении стабилизирующего положения страны, обеспечит благоприятную основу для достижения основной цели Турции - стать региональной силой.
Фуркан Кайа
Источник: inosmi.ru
Инф. newsland.com
e-news.com.ua