Морские и речные перевозки в Украине – традиционно важные виды транспортных услуг, одна из составляющих стабильности экономической ситуации в стране. Но развитие морской транспортной инфраструктуры в последние годы осуществляется несколько замедленно, не торопясь – ежегодный рост объемов перевозок составляет всего 6%. Основным элементом этой структуры являются морские торговые порты, которых в стране насчитывается около 20, практически все они являются предприятиями государственной формы собственности и входят в состав объединения «Укрморпорт», куда кроме них входит госпредприятие «Укрспецоборудование», управление «Черазовморпуть» и администрация Днепро-Бужского порта. Цель создания объединения вполне понятна – объединить усилия отечественных портов для успешной совместной координации действий в условиях возрастающей конкуренции со стороны портов соседних стран – России, Румынии и Болгарии.
В Государственном судовом реестре Украины зарегистрировано около 3,5 тысяч суден разных форм собственности. Наиболее крупными украинскими судоходными компаниями, которым присвоен статус украинского национального перевозчика, являются АСК «Укрречфлот», ОАО «Украинское Дунайское пароходство» и СК «Укрферри», которые являются владельцами более 820 суден. Транспортный флот судоплавных компаний в основном осуществляет перевозку сухих грузов в международных направлениях.
Деятельность морских торговых портов в первом полугодии года была направлена на выполнение программы Кабинета Министров Украины «Навстречу людям». О текущем состоянии дел в отрасли, приоритетах деятельности и производственных показателях работы морских торговых портов Украины говорилось на недавнем открытом совещании Министра транспорта и связи Евгения Червоненко.
Говоря об итогах работы отрасли, присутствующих проинформировали о том, что за первое полугодие 2005 года в сравнении с аналогичным периодом 2004 года объем грузопереработки в морских торговых портах Украины уменьшился на 1,3 млн. тонн или на 2,4% и составил 53,7 млн. тонн против 55 млн. тонн в первом полугодии 2004 года. Плановое задание выполнено на 104% (планировалось обработать 51,6 млн. тонн).
За отчетный период из 18 портов повысили объемы переработки 13 портов, понизили объемы Феодосийский – на 82,2%, Одесский МТП – на 3,3%, Мариупольский МТП – на 1,9%, Бердянский МТП – на 30,2%, Севастопольский МТП – на 4,5%.
В текущем году значительно изменилась структура перевалочных грузов. На 32% понизились объемы переработки жидких грузов (5,2 млн. тонн), в первую очередь за счет значительного сокращения объемов переработки транзитной нефти и нефтепродуктов российского происхождения.
Приоритетным направлением развития на мировом рынке являются контейнерные перевозки. Объемы перевалки грузов в контейнерах возросли на 35,9% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Фактически, это увеличение было достигнуто за счет мощностей Одесского и Ильичевского МТП, при этом Мариупольский МТП практически остался на прежнем уровне. Резкое уменьшение обихода контейнерных грузов в остальных портах вызвано тем, что практически полностью приостановил свою деятельность Измаильский МТП. Это повязано с остановкой линии ОАО «УДП» по перевозке контейнерных грузов в направлении указанного порта. Но стоит отметить, что увеличение объемов переработки достигнуто в большинстве случаев за счет организационных мер, связанных с повышением интенсивности труда. Одним из катализаторов в этом случае выступило повышение Минтрансом тарифов на хранение контейнеров на складах терминалов портов, которое привело к ускорению оборота контейнеров.
В финансовом плане здесь не все так гладко, как хотелось бы. Кроме понижения транзитного грузопотока нефти Феодосийским и Одесским МТП, на финансовые показатели деятельности предприятий, входящих в состав государственного объединения «Укрморпорт» негативное влияние оказали такие общеэкономические показатели: введение НДС на услуги морских торговых портов Украины и отсутствие прозрачного механизма налогообложения, в связи с которым часть владельцев судов с транзитными грузами были вынуждены до окончательного урегулирования вопроса переориентироваться на порты соседних стран, в том числе России и Румынии; другой вопрос – стремительное падение курса доллара по отношению к гривне, в результате которого только за апрель-май морскими торговыми портами потеряно около 14 млн. грн.
Если верить оперативным данным Минтранссвязи, общая сумма доходов морских торговых портов по итогам первого полугодия 2005 года ожидается в размере 1 976,4 млн. грн., что на 4% меньше показателя аналогичного периода в прошлом году, а сумма затрат – 1 801,9 млн. грн. Ожидаемая чистая прибыль при этом уменьшится на 22,1 млн. грн. (или на 11,2%) и составит 174,6 млн. грн. Предприятия, входящие в состав ГО «Укрморпорт» за это полугодие фактически внесли в Госбюджет 137,2 млн. грн., что на 20,1 млн. (или на 12,7% ниже) показателя аналогичного периода 2004 года. Но и этому, как оказалось, есть вразумительное объяснение – ряд предприятий осуществили значительное количество авансовых платежей еще в конце прошлого года.
Для успешного экономического роста необходимым фактором является повышение производственных мощностей, строительство новых и реконструкция действующих терминалов в морских торговых портах. Объем инвестиций в этом направлении составляет 174,7 млн. грн. и поднялся на 104,5% по сравнению с прошлогодними 167,25 млн. Основными инвестиционными программами здесь являются Программа обновления парка портальных кранов и Программа обновления буксирного флота. По итогам первого полугодия уже спущено на воду буксир для Одесского МТП, построено и введено в эксплуатацию портальный кран в МТП Южный, продолжается строительство трех портальных кранов для Ильичевского, Одесского и Феодосийского МТП.
С целью решения вопроса наращивания производственных мощностей, обновления оборудования, реконструкции причального фронта морскими торговыми портами разрабатывается ряд инвестиционных проектов, в том числе и с использованием средств инвесторов и международных финансовых организаций. Самым масштабным из них является разработанный совместно с ЕБРР проект «Развития инфраструктуры Ильичевского МТП», основой которого является Программа развития контейнерного терминала.
Но сегодня существует целый ряд проблем в отрасли, связанный с необходимостью решения вопросов урегулирования механизмов обложения налогом на добавленную стоимость услуг обработки транзитных и экспортных грузов и обслуживания суден в морских торговых портах Украины. По прежнему не отрегулированы вопросы возвращения спорных сумм НДС, насчитанных Государственной налоговой администрацией по факту проведения операций с транзитными грузами; отсутствует конкретный перечень сопутствующих экспорту товаров и услуг, что делает невозможным использование нулевой ставки налога при проведении операций с экспортированными грузами; неопределенным остается вопрос обложения НДС услуг, предоставляемых иностранным судам в наших МТП.
К сожалению, собственных ресурсов не достаточно для обновления основных средств отдельных портов, капитально-восстановительных работ и развития портового флота. Предприятиям Дунайского региона действительно необходима государственная поддержка, дабы избавиться от неблагоприятных экономических, политических, экологических и прочих факторов. Вопросы тарифной политики имеют не меньшую важность. Последнее повышение аккордных ставок на перегрузку зарубежных грузов произошло почти год назад. За этот период значительно возрос общий индекс цен производителей продукции, произошла ревальвация гривны. С целью сохранения стабильного уровня рентабельности портов необходимо провести коррекцию тарифов на погрузочно-разгрузочные работы. Ожидается, что в скором времени все же будет разработан и принят Закон «О морских портах Украины», который решит вышеперечисленные проблемы и создаст приемлемые условия для интеграции национальной транспортной отрасли в систему международных транспортных коридоров.
ELCOMART.NEWS
Вячеслав Глембоцкий
e-news.com.ua