Почему соседнюю страну настолько волнует предстоящее строительство немецко-российского газопровода.
У Герхарда Шредера вместо правой руки желтая труба. У его друга Владимира Путина правая рука из такого же желтого металла. Немецкий канцлер и российский президент, улыбаясь, протягивают друг другу руки, то есть трубы, через Гданьский залив. Польский еженедельник Wprost недавно поместил этот коллаж на своей обложке. Над ним надписи – "Пакт Путина-Шредера" и "Газовое окружение Польши". В несколько истеричном тоне уже другая газета напоминает о пакте Молотова-Риббентропа 1939 года, которым Польша была разделена между Германией и Россией. Это, конечно, история, но для поляков очень живая.
Об "историческом моменте" говорил и канцлер Герхард Шредер, когда весной на Ганноверской ярмарке вместе с главой BASF Юргеном Хамбрехтом он договаривался, а потом и подписал контракт с главой "Газпрома" Алексеем Миллером о строительстве газопровода. Из России в Германию по дну Балтийского моря – в обход Польши – они планируют проложить газопровод длиной свыше тысячи километров.
"Отсутствие транзитных государств"
У российского, почти целиком государственного концерна "Газпром", крупнейшего в мире предприятия по добыче природного газа, есть свои причины, чтобы оставить Польшу в стороне. На его сайте в материале о строительстве Североевропейского газопровода (СЕГ) говорится, что отличительной особенностью СЕГ "является отсутствие на его пути транзитных государств", что при стоимости проекта в пять с лишним миллиардов долларов "снижает страновые риски".
Для Германии, которая в качестве крупнейшего кредитора, основного торгового партнера и иностранного инвестора постоянно увеличивает свое влияние в России, "Газпром", похоже, расценивает "страновые риски" как минимальные. Двусторонние отношения между Россией и Германией, как в политическом, так и в экономическом плане, никогда не были лучше, чем сегодня. Германия, бедная сырьем, все более одержима болезненной страстью к российским энергоносителям. Уже сегодня Россия – главный их поставщик. Более трети импортируемой нефти приходит в Германию из России. Почти 40% импорта природного газа поступили в 2004 году с российских месторождений. А скоро в Германию по дну Балтийского моря газа пойдет еще больше.
В качестве импортера газа и нефти Польша сильно зависит от своего большого восточного соседа. Примерно 70% газа и почти всю нефть поставляют россияне. К тому же страх оказаться жертвой замораживания поставок по политическим причинам вовсе не так уж безоснователен: например, зимой 2003 года Путин урезал поставки газа в Белоруссию, союзную республику с диктаторским режимом, – из-за политической напряженности.
Для Польши все возрастающая зависимость от российских энергоносителей является проблемой. К этому нужно выработать стратегический подход, говорит эксперт по энергетической политике из Варшавского центра восточных исследований Агата Лоскот. "Следует расширить источники поставок, например, за счет Каспийского региона", – говорит она. Кроме того, можно создать противовес за счет усиления позиций Польши как транзитной страны, через которую энергоносители поступают на Запад. Ведь прекращение поставок газа коснется не только Польши, но и получателей, которые находятся западнее, считает она. И именно эта стратегия транзита будет перечеркнута новым трубопроводом.
Ян Рокита, который после осенних парламентских выборов, возможно, станет новым премьер-министром Польши, оценивает положение следующим образом: "Энергетическая политика немецкого федерального канцлера не соответствует польским интересам. Верные и лояльные партнеры так себя не ведут". От нового правительства канцлера Ангелы Меркель Рокита ожидает – и он уже дал ей это понять во время их встречи в Берлине, – что оно расстанется с планами строительства немецко-российского трубопровода по дну Балтийского моря.
Inopressa
e-news.com.ua