• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Малый бизнес – через тернии к звездам

    Опубликовано: 2005-07-21 12:17:00

    В конце 80-х годов прошлого века окрыленный Горбачевской перестройкой советский народ, в ком текла кровь предпринимателя и божья искра таланта бизнесмена, начал превращать всю страну в большой кооператив, разделенный, как улей на соты, по направлениям деятельности. Одни называли активных бизнесменов распоясавшимися спекулянтами, кстати, во времена СССР это было не только оскорбительным словом, но и деятельность таковая преследовалась законом, другие же называли это явление рождением рыночных отношений. Так было на просторах СССР при правлении главного архитектора Перестройки, и продолжалось уже после обретения независимости во всех республиках бывшей страны, простоявшей колоссом больше 80-ти лет. Не будем констатировать, насколько новая политика и деятельность были законны и правомерны, но отметим, что те, кто в то время оказались вблизи крупных финансов и связей коммунистической номенклатуры, пройдя через горнила беспредела, стали сегодня архибизнесменами. Это и миллиардеры, и с чуть меньшей собственностью – миллионеры, и просто очень состоятельные люди, которых сейчас во власти и в парламенте достаточно. Впрочем, как говорится, для них так карта легла. А повернулась она судьбой не ко всем, оставив за чертой успеха миллионы, так сказать, рядовых предпринимателей, которые надеялись только на идее без финансовых средств создать свое предприятие. И надо сказать, что многие в этой борьбе всё же доказали и продолжают доказывать свое право на жизнь.

     К примеру, по статистике в 2003 году в Украине только в малом бизнесе было задействовано 5,126 млн человек, которые предоставили услуги и реализовали продукции на сумму более чем 50,24 млн грн. Хотя, как утверждает народный депутатат от “Нашей Украины” глава Совета частных предпринимателей Украины Ксения Ляпина, при Кучме осмысленной политики по поддержке малого и среднего бизнеса так и не появилось. Последовательной политики не было, но, тем не менее, малый бизнес своими коллективными действиями добился активных прорывов, которые вылились в упрощенную систему налогообложения и дерегуляцию.

    “А вы, друзья, как не садитесь – всё в музыканты не годитесь”.

    Новая политическая элита стремится защитить богатство нуворишей, навязывая нам свою диктатуру капитала. И как бы она ни называла свою власть народной, для народа там только крохи. Это характерно для элиты любой власти: то ли она демократическая, то ли тоталитарная. Нынешняя украинская власть, пытаясь оправдать свои истинные стремления – сохранить власть имущих, называет свои программы популистскими слоганами, вроде – “Десять шагов навстречу народу”, “Богатые поделятся с бедными”, “Бандитам – тюрьмы”, “Нас много – и нас не одолеть”. Что правда, то правда – не одолеть простому украинцу, в том числе, и представителю малого бизнеса, всех препятствий в лабиринте проблем, создаваемых ему правительством, чтобы быть реально защищенным.

    Трудно понять: или правительство не может работать профессионально, или просто не хочет работать на обогащение страны? Легко обвинять предыдущую власть. И обещать “золотые горы”. Время обещаний уже прошло. Майдан всё внимательно выслушал и запомнил. Особенно представители малого и среднего бизнеса, которые приняли революционные лозунги оранжевых политиков за чистую монету. Неужели, – думают они, – и сейчас ошиблись как тогда, когда поверили Горбачеву. Чего стоит только одна эпопея с упрощенной системой налогообложения субъектов предпринимательской деятельности ( “упрощёнки”), парализовавшей работу малого бизнеса с начала с текущего года? По выражению К. Ляпиной, вокруг законопроекта № 7413-д “О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно налогоплательщиков)”, который непосредственно касался 100 000 субъектов малого бизнеса и был уже принят Верховной Радой Украины, продолжались политические спекуляции. Проблема заключалась в том, что Министерство финансов не выполнило поручение премьер-министра Украины об ускоренной подготовке, совместно с Советом предпринимателей и Госкомпредпринимательства законопроекта Украины, об упрощенной системе налогообложения и предложило свой альтернативный законопроект, который, по словам К. Ляпиной, полностью уничтожает упрощенную систему налогообложения. Наконец- таки, после ряда выступлений взбунтовавшихся предпринимателей и ряда публичных заявлений от Госкомпредпринимательства, экспертов и общественности в лице Совета предпринимателей, Президенту разъяснили всю пагубность предложения Минфина, и он подписал 25 июня долгожданный Закон Украины, который теперь позволит тысячам представителей малого бизнеса сохранить свой бизнес и рабочие места. Катавасия с “упрощенкой” как снег на голову свалилась на представителей малого бизнеса после принятия Закона “О внесении изменений к Госбюджету–2005”. То есть, закон нормально работал в 2004 году, но в 2005 году Минфин решил, что малый бизнес недостаточно наполняет бюджет и, можно сказать, предложил в качестве новогоднего подарка предпринимателям, которые уже привыкли работать по “упрощенке” и вышли из тени, удавку на шею. Или работай в тени, чтобы прокормить семью, или забудь о бизнесе. Собственно такое предложение было сделано Минфином, можно сказать, “государственный” подход. А ноги, оказывается, этого патриотичного предложения растут от большой социальной направленности бюджета–2005. Не будет наполнения бюджета – нечем будет выплачивать пенсии и заработную плату. Бедное правительство – оно попало в Прокрустово ложе, и забыло – не говори “гоп”, пока не перескочишь. О народной мудрости можно много говорить, но у правительства  одна забота – Выборы–2006, и конечно в спешке всё не предусмотришь. А в случае чего, можно все ошибки списать на саботаж.

    Между тем, Совет предпринимателей советует предпринимателям не расслабляться с празднованием победы, то есть подписанием Закона Президентом, а готовится к новой борьбе. Впереди подписание и принятие Закона Украины “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства”. Зачем работать и конкретно заниматься бизнесом, когда правительство предоставляет прекрасную возможность подкачать политические мускулы. Как известно, борьба сплачивает, а накануне выборов такая тренировка не лишнее.

    Активные выступления предпринимателей были подогреты обещаниями правительства о честной и открытой власти, и призыву власти к диалогу с бизнесом. Были проведены конференции с целью показать, что власть и бизнес – партнеры, а также сменился состав Совета предпринимателей при Кабмине и глава Госкомпредпринимательства, который сменил на своем посту представителя преступной власти, и даже начали работать “горячие линии”. По выражению К. Ляпиной, “горячая линия” работает в режиме “01”, телефон, в переносном смысле, красный. Проблемы работы рынков – горячая тема:  это и Днепропетровск (Озерки), Днепродзержинск, Ялта, Севастополь, Киев (7 рынков) Нежин  (Черниговская область – 2 рынка) Львов, Луганская область, Черновцы, Николаевская область, Харьков (4 рынка), Херсон (2 рынка и 112 предпринимателей), Одесская область (2 рынка), Донецкая область (7 рынков), Запорожская область, Житомирская область, Луцк (рынок-пассаж). Обращения предпринимателей учтены, и работа рынков взята под контроль премьер-министра. Дано поручение центральным и местным органам власти обеспечить уточнения информации по каждому факту, а также возможный поиск решения проблемы – горячей темой стало 80 (40 за последнюю неделю) обращений, подписан (или не подписан) законопроект № 7413-д, переход на оплату НДС. Опять-таки работа чиновников не отличается пунктуальностью. Согласно поручению премьер-министра, налоговики были обязаны разъяснить налогоплательщикам, как платить налог после урегулирования проблемы “единый налог – налог на добавленную стоимость (НДС)”. Не объяснялось, например, что до 25 июня налоговая не будет применять санкции к “упрощенцам”, которые не успели зарегистрироваться плательщиками НДС, что закон отменяет требование обязательной регистрации налогоплательщиков в качестве плательщиков НДС, в случае, если годовой объем операций превышает 300 тыс. грн, и так далее. Вместо этого разъяснения предприниматели получают письмо о снятии их с учета с такой формулировкой итога: “Просим пересмотреть осуществляемые Вами виды деятельности, обозначенные в Заявлении о праве на использование упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности на 2005 год, подав заявку в налоговую инспекцию не позднее 15.06.05 и «Свидетельство плательщика единого налога»”. Таким образом, теперь, благодаря горячей линии, Совет получает информацию о проблемах в предпринимательской деятельности со всех регионов Украины из первых уст.

    Предложенный правительством диалог с бизнесом находится пока в зачаточном состоянии. Власть, с одной стороны, предлагает инициативу, что бизнес и власть – партнеры, а с другой стороны, можно сказать, по инерции считает, что все проблемы и острые углы можно обойти, лишь собрав предпринимателей на встречи с представителями власти, где те, выпустив пар и свои возмущения, разойдутся ни с чем. Но время демагогии прошло, и теперь малый бизнес может дать публично свою оценку сотрудничеству с властью. А на поверку, она не очень лицеприятна для них. Так, по оценкам 710 предпринимателей из разных регионов Украины, которые участвовали в мониторинге, проведенным Советом предпринимателей с 11 по 15 июля 2005 года, 69 % опрошенных считают условия для развития малого бизнеса неудовлетворительными. В опросе участвовали предприниматели с опытом деятельности в среднем 8,5 лет. То есть, в основном молодое поколение предпринимателей, средний возраст которых 31 год. Мешает развитию бизнеса, по мнению 69 % опрошенных, незащищенность предпринимателя перед бюрократией и бездеятельность судовой системы. 66 % считают, что мешают бюрократические проволочки и препоны, отсутствие четких правил игры. 64 % утверждают, что мешает развитию бизнеса несовершенная система налогообложения.

    К сожалению, новая власть продолжает болеть болезнями коррупции и мелких поборов. Так, с начала 2005 года почти 72 % предпринимателей столкнулись с поборами, при этом, большая часть поборов (58 %) – мелкие до 500 грн.

    Процветает и “крышевание” представителей силовых структур, а также в органах представителей предпринимательской деятельности в районных администрациях, с чем сталкивались 73 % опрошенных. 67 % предпринимателей считают работу судей независимой и честной. Интересным было мнение предпринимателей, кто же сегодня после обещаний, данных на Майдане, и, получив кредит доверия от представителей малого и среднего бизнеса, защищает их интересы. Оказывается, интересы малого бизнеса (считают 93 % предпринимателей) отстаивают общественные организации, за ними идут профсоюзы, представители СМИ. Политические партии, Президент, парламентарии и Кабмин – 7 %, а судебная власть – 0 % .

    Тем не менее, осталась еще надежда и 62 % опрошенных считают, что без взаимодействия власти с общественностью невозможно решить социально- экономические проблемы, и предприниматели готовы к такому сотрудничеству.

    В дуэте – дисгармония

    В целом, подводя итог деятельности власти и бизнеса за полгода, по словам К. Ляпиной, можно сделать вывод, что “Украина всё еще стоит в начале пути к правовой державе и находится в стадии глубоких рисков. Это объясняется невыполнением требований законодательства органами государственной власти, что ставит под угрозу структурные системы управления. Создается впечатление, что правительство всё еще не может излечиться от «детской болезни» волюнтаризма и безответственности. Например, оно не видит высокого риска в отмене правительственных решений в судовом порядке, так как, согласно требований статьи 25 Закона, правительственные решения, которые не прошли обязательной процедуры регуляторной политики, могут быть признаны недействительными. Правительство всё еще не понимает инструмента регуляторной политики для административной реформы. Пока что призывы остаются призывами, без наполнения определенным содержанием. Пока что к регуляторной политике формальное отношение, и оно влечет за собой огромный риск ухода от рыночной экономики. Таким образом, пренебрежение регуляторной политики влечет за собой усиление тенденций ручного управления, а это негативные сигналы для потенциальных инвесторов и бизнеса”. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих, и поэтому, как считает глава Совета частных предпринимателей Украины, “самое главное теперь, выработать целостную политику, и скоординировано, совместными действиями ее пролоббировать, то есть, сработать на опережение. Основные точки системного решения этой проблемы – добросовестное решение регуляторной политики хотя бы на уровне регуляторных актов”. Упростить регуляторную политику в сфере бизнеса обещал и Президент Украины. “Мы будем совместно разрабатывать меморандум изменений налоговой, административной, фискальной, другой политики”, – сказал Ющенко 25 мая на второй встрече представителей бизнеса и власти. “Мы готовим 17 шагов по оптимизации бизнес-среды. Три указа из этих 17 касаются исключительно малого и среднего бизнеса. Начиная с процедуры регистрации по принципу «единого окна», где за считанные часы малый и средний бизнес в Украине сможет себя зарегистрировать, заканчивая администрированием налогов, единым социальным налогом, и другими шагами”, – сказал Президент. Согласно требованиям Указа Президента, в Госпредпринимательства на 12.07.05 переданы регуляторные акты 28 центральными органами власти и всеми местными органами управления. По предварительным данным общее количество регуляторных актов, которые должны быть пересмотрены, составляет  2952. Из них 148 – регуляторные акты центральных органов власти, 1514 – органов местного самоуправления, и регуляторные акты органов Кабмина – 118. Кроме этого, органами рабочей группы при районных госадминистрациях планируется пересмотреть 997 регуляторных актов.

    Ситуация с открытием “единого окна”, которая должна была уже работать по всей Украине с 1 июля 2005 года, не выполнена на 100 %. Чиновники не могут с гордостью доложить ни Президенту, ни предпринимателям о готовности работы “единого окна” по всей Украине. На 13 июля только 20 регионов проинформировали о своей готовности в полном объеме. В Житомирской, Одесской и Луганской процент готовности приближается к 100 %,  Донецкой (75,5 %) и Ровенской (65 %). Самая плачевная ситуация в Автономной Республике Крым – создано всего 8 единых офисов, а в Хмельницкой области, где работают 26 центров регистрации, создано всего 13 “единых окон”. Итого, на 13 июля 2005 года из 667 органов, осуществляющих государственную регистрацию предприятий, единые регистрационные офисы созданы в 628, что составляет 92 % от общего количества.

    Анна Тихая

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.