Торговые сети снова увеличили «поставки» рабочих мест – после некоторого затишья они опять рапортуют об открытии новых магазинов. При этом укомплектовать их персоналом – дело непростое.
Сегмент ритейла стал одной из немногих сфер, которые не столь сильно затронула кризисная лихорадка и массовые сокращения персонала. «Дело» поинтересовалось у крупных игроков данного рынка, какова сегодня в компаниях ситуация с набором персонала, каких специалистов им не хватает и как они их предпочитают искать.
Когда у других кризис, у нас – по 4 новых магазина в месяц
В торговых сетях активный рост персонала наблюдался с 2002 по 2007 год, когда они с оглядкой друг на друга спешили развить свою сеть. И хотя кризис несколько умерил их пыл, в отличие от общей ситуации на рынке в 2008–2009 годы до сокращений персонала у них, как правило, не доходило. Кроме того, например компания «Метро Кеш енд Керри Украина» не предпринимала каких-либо других непопулярных мер относительно сотрудников. «Мы не только сохранили зарплаты в ранее установленных размерах, но и проводили регулярный их годовой пересмотр, продолжая обеспечивать сотрудникам все положенные льготы (медицинская страховка, компенсация за питание и пр.)», – поделилась Юлия Пилипенко, директор по персоналу «Метро Кеш енд Керри Украина». Компания продолжает набор сотрудников, продолжая развитие сети классических магазинов Metro Cash & Carry и магазинов меньшего формата «Metro баз».
Сейчас торговые сети продолжают увеличивать персонал. Так, компания Comfy ориентируется на умеренный рост. Увеличение штата происходит в основном за счет открытия новых проектов и направлений, таких как онлайн-торговля. «Конечно, будучи розничной компанией, наш основной фокус – торговый персонал. Поэтому поиск перспективных кандидатов для работы в магазинах сети – непрекращающийся процесс», – говорит Марина Майор, HR-директор Comfy. Зато в кризис компания была одной из немногих, кто умудрился сделать «рывок» – в это время сеть компании стремительно развивалась (в месяц открывалось до четырех новых магазинов) и поэтому тогда Comfy набирала много людей.
Ставка – на энергию молодых
Уве Кленк, исполнительный директор торговой сети «Фокстрот. Техника для дома», так охарактеризовал стратегию компании в области персонала: «В настоящее время мы активно набираем персонал торговой сети. В основном – молодых специалистов и выпускников, которых хотим растить внутри компании и которым предлагаем не только карьерные, но и профессиональные возможности».
В настоящее время другие сети также продолжают создавать рабочие места: только за один день 2 ноября 2011 года сразу четыре торговых сети сообщили об открытии новых магазинов. В итоге «Технополис» теперь может похвастаться 58 магазинами, «ЭКО» – 80, «Наш край» – 73, «Аванта» – 46. Но это еще не предел. У лидеров рынка количество магазинов переваливает за сотню (например, у «Сильпо» – 191 магазин).
Требования к персоналу у торговых сетей несколько выше, чем у более мелких участников рынка, однако и оплата труда также соответствующая. Помимо этого, только сети предоставляют сотрудникам соцпакеты. В «Фокстроте» спустя год работы компания предлагает сотрудникам медицинское страхование, а также страхование независимо от должности – будь то кассир, продавец-консультант, техник-грузчик или сотрудник офиса.
Бесплатный отдых на море
В последние годы компания Comfy продолжала социальные проекты для сотрудников – бесплатный отдых на море и спортивные мероприятия (тренировки и турнир по мини-футболу среди сотрудников сети). Сокращение расходов коснулось тут немногих статей расходов – таких, как количество и размах корпоративных мероприятий. При этом если в других сегментах бизнеса многие компании в кризис пошли по пути сокращения издержек за счет обучения сотрудников, то Comfy не пришлось экономить и компания даже создала собственный учебный центр – Корпоративный университет.
«Метро Кеш енд Керри Украина» также не прекращала инвестиции в развитие сотрудников. Все время в компании продолжали работать комплексные программы обучения, которые включают в себя международные тренинги и семинары, организованные на базе штаб-квартиры компании и ее тренинговых центров. «Мы продолжали программы в области внутренних коммуникаций, выпуск внутренних изданий и проведение ключевых ежегодных мероприятий для сотрудников», – говорит Юлия Пилипенко.
За какими специалистам гоняются ритейлеры
Как отмечает Уве Кленк, сложнее всего дело обстоит со специалистами узкого профиля и управленцами. «Если рынок завален предложениями – это еще не значит, что найти своего кандидата будет легко». К вопросу каналов поиска компания подходит системно: одни площадки позволяют вести полноценный диалог с кандидатами, получать входящие резюме и отклики, другие используются в имиджевых целях. Компания ведет корпоративные блокноты на крупнейших сайтах поиска работы, принимает участие в ярмарках вакансий, для поиска кандидатов подключаются социальные и профессиональные сети.
В случае с компанией «Метро» трудности в подборе сотрудников создаются в том числе вследствие нестандартности формата cash&carry, в котором работает сеть – для определенных категорий персонала долго подискиваются кандидаты, обладающие специфическими навыками. Речь идет о специалистах в области закупок, некоторых категориях IТ-специалистов, специалистах по международной финансовой отчетности и пр. Подбор персонала компания осуществляет in-house благодаря собственному отделу рекрутинга, который формирует базу соискателей. Для этого используется участие в ярмарках вакансий, объявления в прессе и Интернете, регистрация на ключевых ресурсах о работе, привлечение молодых специалистов посредством стажировок и пр. В данный момент компания «Метро» разрабатывает собственный портал по набору персонала.
Марина Майор отмечает, что для Comfy главным каналом поиска кандидатов и информирования о вакансиях выступает Интернет. «По-прежнему непросто найти высококвалифицированный персонал. Сложной для поиска является IТ-сфера, особенно если нужны специалисты в регионы. Поскольку наша целевая аудитория – молодые специалисты, мы стараемся использовать все каналы коммуникаций, которые пользуются популярностью у молодежи», – говорит она.
Что особенного в украинском рынке труда
Компания «Метро» работает в разных странах, поэтому имеет возможность сравнить состояние трудовых ресурсов. Юлия Пилипенко отмечает: «Если говорить об особенностях украинского рынка труда в целом, то это высокая доля населения с высшим образованием, но при этом – отсутствие практических бизнес-навыков у выпускников вузов». Также наблюдается отсутствие соответствующей практической подготовки торгового персонала на базе специализированных училищ и дефицит кадров во многих специальностях, которые появились на нашем рынке с приходом международных компаний.
Автор: Наталья Шубина
Инф. delo.ua
e-news.com.ua