Рычаги влияния Попытки руководства НАК “Уголь Украины” потушить возникший “пожар” на рынке коксовых углей административными методами пока оказались безуспешными. Руководство НАК обращалось в Антимонопольный комитет и Минпромполитики с просьбой помочь оценить рентабельность металлургических гигантов, начиная от трейдерских операций, однако не получило поддержки. Металлурги также проигнорировали предложения о давальческой схеме, которая предусматривала в пределах сегодняшнего объема добычи коксовых углей производить металл и складировать его до лучших времен. На меткомбинатах заявляют, что сегодня и так около 1,5 млн. тонн металла простаивает в портах.
Минпромполитики не спешит реализовывать предложение Минтопэнерго об ограничении импорта российского коксующегося угля путем введения пошлин на импорт либо блокирования объемов поставок. Не получается также экспортировать ресурс. Трейдеры, к которым обращалось руководство НАК, помимо заявлений о снижении конъюнктуры на кокс на европейских рынках, сетовали на низкое качество отечественной продукции (высокое содержание серы и зольности — ред.).
Пока угольные чиновники нашли только один реальный способ справиться с кризисом перепроизводства. Сегодня в рамках НАК создана единая торговая площадка, позволяющая оценить объемы добываемого угля по каждой марке топлива и более оперативно управлять его потоками. Таким образом, в Минтопэнерго и НАК “Уголь Украины” вскрыли дисбаланс объемов добычи и потребления угольной продукции. Например, уже есть показатели реальных потребностей внутреннего рынка в антрацитовой марке углей. Г-н Новиков отметил, что излишек антрацита в объеме 300-350 тыс. тонн, который образуется ежемесячно, необходимо будет экспортировать. В настоящее время ответственные чиновники пытаются возобновить работу совета экспортеров, в рамках которого будут координировать действия продавцов угольной продукции для формирования единой сбытовой политики на внешних рынках.
Наряду с этим в “пожарном режиме” некоторые объемы “невыбранного” металлургами угля НАК постаралась перенаправить на энергетику. “За последние три месяца мы довели уровень задания по поставкам угля газовой группы (это сырье может использоваться и в энергетике, и в коксохимии — ред.) по некоторым ТЭС до 98%, чего ранее никогда не наблюдалось”, — сказал президент НАК. Правда, подтвердить данную информацию в генкомпаниях не смогли. Там, как и ранее, сетовали на нехватку данной марки углей. Кроме того, в качестве временной меры используется также складирование угля на предприятиях, где эта возможность существует. Как сообщил первый замминистра топлива и энергетики Виктор Тополов, до конца июля количество коксовой продукции на складах может увеличиться на 150 тыс. тонн. Это подтверждает неутешительные прогнозы специалистов НАК об угрозе остановки производства на ряде угольных предприятий. Помочь угольщикам хранить отдельные марки углей на условиях отсрочки платежа готовы генерирующие компании. Правда, эти объемы мизерны и составляют порядка 50-70 тыс. тонн.
Как удалось выяснить “Инвестгазете”, сейчас объемы складских запасов у генерации на том же уровне, что и в прошлом году. На одном из предприятий отметили, что в условиях работы ТЭС при минимальных нагрузках оборудования и расходах угля увеличивать его объемы нет необходимости. А заставить “тепловиков” сжигать коксующиеся угли на ТЭС равнозначно тому, что придется топить порохом. Закупить некоторые объемы украинских углей, по словам министра топлива и энергетики Ивана Плачкова, готовы также польские партнеры. Этот вопрос обсуждался в ходе недавнего визита Президента Украины В. Ющенко в эту страну.
Нужно делать меньше
Металлурги своей вины перед угольщиками не признают. Как сказали на ММК им. Ильича, руководству угольной отрасли сначала нужно разобраться с коксохимическими предприятиями: по какой цене их собственники покупают коксующиеся угли, на каких угольных предприятиях и в каком объеме они за этот ресурс рассчитываются. На меткомбинате подчеркнули, что сегодня государство должно вмешаться в процесс получения собственниками коксохимов сверхприбылей и установить для них предел рентабельности не выше 30%.
Также металлурги против решения проблемы перепроизводства кокса и угля путем квотирования импорта российского сырья. Это приведет лишь к тому, что одни меткомбинаты будут и дальше зарабатывать сверхприбыли, а другие — потеряют партнеров на российском рынке. Ведь еще год назад, в условиях интенсивного роста объемов производства металла, помощь меткомбинатам, не имеющим собственного коксового производства, обеспечили именно россияне. К тому же извечная дилемма отечественных металлургов, какие покупать угли — отечественные или зарубежные, решается в итоге в пользу российских. “Если государство обеспечит высокое качество отечественных углей, металлурги побегут его покупать. Однако сегодня почему-то большие объемы высококачественного угля уходят на экспорт, а на внутреннем рынке остается то, что похуже”, — подчеркнули на одном из меткомбинатов.
Выход из сложившейся ситуации некоторые производители металла видят в снижении объемов производства. “Сегодня это беда всех. Сейчас не нужно искать крайних”, — говорит народный депутат Сергей Матвиенков, выходец из ММК им. Ильича. В условиях кризиса на мировых рынках отечественные металлурги должны пропорционально снижать объемы производства. В перспективе депутат предлагает разобраться с вопросом создания прозрачных производственных цепочек “уголь — кокс — металл”. “Если бы в нашей стране каждый меткомбинат имел подобную интегрированную схему, он бы и отечественную угольную отрасль поднял. Сегодня другая ситуация. У одних есть коксовая база и коксохимы, у других их нет”, — считает Матвиенков.