По оценке "Рамблера", в Рунете на данный момент существуют четыре тысячи онлайн-СМИ, причем за этот, почти уже прошедший год их количество увеличилось на 30%.
Ежедневная аудитория интернет-изданий составляет 6 млн человек. При этом 60% ресурсов, входящих в тор-20 по посещаемости, не имеют ничего общего с бумагой - это не сайты традиционных медиа, а онлайн-издания, сообщает "Время"
В целом электронные СМИ растут быстрее, чем весь остальной Рунет. Предпочтения публики не изменились: российских онлайн-читателей по-прежнему интересуют политика, общество, экономика, происшествия, спорт. Кроме того, они предпочитают мировые (читай: импортные) новости российским. 30% читателей ежедневно посещают три-четыре ресурса.
Директор по корпоративным коммуникациям компании "Рамблер" Константин Воронцов отмечает: "Существует несовпадение между самыми популярными новостями, которые публикуют у себя большинство ресурсов, и самыми читаемыми". Это означает следующее: все издания об этом пишут ("популярная новость"), а публике, оказывается, интересно другое. Так, в августе этого года одной из самых тиражируемых новостей была авария на Саяно-Шушенской ГЭС, читателей же более всего тревожил конфликт в семье Орбакайте.
Невзирая на прогнозы
В декабре 2008 представители интернет-СМИ ожидали от 2009 года больших перемен, вызванных разразившимся кризисом. Но большинству пессимистических прогнозов не суждено было сбыться. "Прежде всего мы думали, что из-за бушующего мирового кризиса рынок интернет-СМИ "просядет", и многие издания закроются. Однако этого не произошло, - говорит главный редактор Lenta.ru Галина Тимченко. - Кризис для интернет-изданий закончился после первой волны увольнений, которая была вызвана истерией инвесторов. Но паника на рынке быстро пошла на спад, и второй волны так и не случилось".
Не случилось и рождения «нетрадиционной» журналистики, которое тоже было намечено на 2009 год. Блогеры не отняли кусок хлеба у профессиональных журналистов. Это отчетливо можно проследить на примере двух последних трагических событий. Ни один из пассажиров "Невского экспресса" не вывесил в своем интернет-дневнике репортаж с места событий. В большинстве сообщений блогеры, ехавшие в том поезде, сообщали своим родным и близким о том, что у них все в порядке, что они не пострадали. Второй пример - пожар в пермском клубе "Хромая лошадь". "Единственная попытка осветить событие - блог пермского жителя, который наблюдал за происходящим из окон своей квартиры. Его рассказ состоял из того, что он видел, и перепечаток с новостных лент", - рассказывает Галина Тимченко. (Это, позволим себе заметить, не совсем так - в блогах появлялись и другие сообщения очевидцев трагедии, но что правда, то правда: соперничать по информативности с профессиональными онлайн-СМИ они не могли.)
Не изменилась и форма подачи контента. Многие представители интернет-СМИ пророчили большое будущее новостным видеороликам. Однако российские пользователи пока не готовы смотреть новости в Интернете, они по-прежнему предпочитают их читать. Зато популярен развлекательный видеоконтент, главным образом короткие ролики.
Веяния новой эпохи
В 2009 году не произошло существенных изменений в судьбе изданий - "ветеранов" отечественной онлайн-журналистики. Они сохранили свои места на рынке. Но среди них появился государственный монополист в лице РИА Новости. По словам Галины Тимченко, агентство не только просит за свои новостные ленты "очень большие деньги", но и требует, чтобы другие новостные ресурсы публиковали информацию не раньше чем через час после публикации на сайте агентства. Правда, какое-то количество новостей может публиковаться без соблюдения этих условий.
Также уходящий год ознаменовался появлением нескольких стартапов, которым удалось закрепиться на рынке. Среди них - Slon.ru, BFM.ru, русский Forbes, "Частный корреспондент", Infox.ru. Эти проекты показывают довольно высокую посещаемость, однако, по мнению г-жи Тимченко, им так и не удалось найти свою аудиторию. "Большинство новых интернет-СМИ покупают трафик. Например, из более чем 100 тыс. ежедневных посетителей Slon.ru только две тысячи приходят на ресурс по закладкам", - говорит Галина Тимченко.
Покупка трафика на рынке интернет-СМИ стала нормой и существенно повысила цену "входного билета" на рынок. Ежемесячно на покупку трафика большинство крупных стартапов тратят 2-3 млн рублей.
Для многих изданий основной задачей на 2009 год было сокращение издержек. "В нашей базе находится 500 авторов, которым мы платим очень маленькие гонорары. Такой подход позволяет не только экономить деньги редакции, но и повышать качество публикуемых у нас текстов. Потому что за небольшие деньги автор будет писать только о том, в чем хорошо разбирается и что не потребует от него дополнительных усилий", - рассказывает главный редактор интернет-журнала "Частный корреспондент" Иван Засурский.
Эксперты ожидают, что в следующем году интернет-СМИ будут активнее искать свою узкую (целевую) аудиторию. "Рекламодателям уже не нужны массы. Они хотят получить только определенных людей, поэтому готовы размещать рекламу только в тех интернет-СМИ, которые могут дать им такую аудиторию", - уверена руководитель маркетинговых коммуникаций издательского дома "Бионика" Наталья Чанышева.
Кроме того, в 2010 году, по прогнозам Ивана Засурского, будет происходить размывание медиасреды: "Постепенно в Интернете появляются издания, которые нельзя отнести ни к журналам, ни к газетам, которые представляют что-то среднее между этими двумя форматами. В будущем году их станет больше".
Эксперты уверены, что в 2010 году появится еще несколько крупных интернет-стартапов. "В Интернет пришли странные люди, которые готовы вкладывать большие деньги в интернет-СМИ без надежды на возврат", - говорит Галина Тимченко. Так, по данным сайта Infox.ru, владелец газет "Твой день" и "Жизнь" Арам Габрелянов в будущем планирует запустить деловое интернет-издание. Инвестиции в новый проект составят 15 млн долларов.
Инф. delo.ua
e-news.com.ua