Для международных торговых компаний кризис открывает новые возможности для роста, ведь деятельность на мировом рынке может компенсировать потери товарооборота на родине. В 2009 году наиболее привлекательным для развития ритейла является рынок Индии. Такие данные содержатся в исследовании "Индекс развития глобального ритейла-2009" (Global Retail Development Index) международной компании "A.T. Kearney", которая ежегодно определяет 30 самых привлекательных рынков для розничной торговли.
Индия (в прошлом году заняла 2-е место) возглавляет рейтинг в четвертый раз на протяжении пяти лет, являясь в текущем году самой привлекательной страной для инвестиций мирового ритейла. Украина за прошедший год не изменила свои позиции и занимает в рейтинге 17-е место (см. Таблицу 1).
В Индии местные ритейлеры, вследствие более низкого роста локального товарооборота розничной торговли, вынуждены откладывать планы по экспансии и проводить реструктуризацию. Это, в свою очередь, открывает уникальные шансы для международных торговых компаний.
Несмотря на то, что в 2009 году наблюдалось падение роста ВВП, Россия все еще имеет огромный потенциал для развития ритейла и занимает 2-ю строку рейтинга 2009 года. В следующие 5 лет в стране прогнозируется 15-процентное увеличение объема товарооборота розничной торговли.
В Китае, который занимает 3-ю строку рейтинга-2009, пакет конъюнктурных реформ в размере $585 млрд. и программа, направленная на увеличение потребления в стране, уже дают первые результаты.
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) совершили самый большой скачок в рейтинге 2009 года. Так, ОАЭ поднялись с 20-го места на 4-е, в том числе, из-за того, что "привязанная" к добыче нефти экономика показала себя гораздо более стойкой, по сравнению с экономиками других стран.
Вьетнам - страна, самая привлекательная для развития ритейла в 2008 году - опустился в рейтинге 2009 года на шесть позиций вниз, прежде всего из-за инфляционного давления, связанного с "бумом" в недвижимости, ценовой инфляции во II половине 2008 года, а также значительного ослабления ориентированной на экспорт экономики.
Наряду с Россией, в Топ-20 входят 5 восточноевропейских стран. В прошлогоднем рейтинге были представлены только три восточноевропейских государства - Россия, Украина и Болгария.
Вследствие своей рыночной привлекательности, равно как и ограниченных рисков, Словения и Литва смогли улучшить свои позиции на 14 позиций, а Латвия - на 8 позиций. Хорватия смогла занять 24-е место в Топ-30 самых привлекательных рынков для развития ритейла.
Таблица 1. Индекс развития глобального ритейла-2009*
Страна |
Рейтинг-2009 |
Рейтинг-2008 |
Изменения |
Индия |
1 |
2 |
1 |
Россия |
2 |
3 |
1 |
Китай |
3 |
4 |
1 |
ОАЭ |
4 |
20 |
16 |
Саудовская Аравия |
5 |
7 |
2 |
Вьетнам |
6 |
1 |
-5 |
Чили |
7 |
8 |
1 |
Бразилия |
8 |
9 |
1 |
Словения |
9 |
23 |
14 |
Малайзия |
10 |
13 |
3 |
Алжир |
11 |
12 |
1 |
Мексика |
12 |
11 |
-1 |
Латвия |
13 |
21 |
8 |
Тунис |
14 |
18 |
4 |
Египет |
15 |
5 |
-10 |
Литва |
16 |
30 |
14 |
Украина |
17 |
17 |
0 |
Перу |
18 |
14 |
-4 |
Марокко |
19 |
6 |
-13 |
Турция |
20 |
10 |
-10 |
Болгария |
21 |
16 |
-5 |
Индонезия |
22 |
15 |
-7 |
Румыния |
23 |
22 |
-1 |
Хорватия |
24 |
Не было в рейтинге |
Не было в рейтинге |
Филиппины |
25 |
26 |
1 |
Таиланд |
26 |
24 |
-2 |
Венгрия |
27 |
Не было в рейтинге |
Не было в рейтинге |
Колумбия |
28 |
19 |
-9 |
Сальвадор |
29 |
Не было в рейтинге |
Не было в рейтинге |
Аргентина |
30 |
28 |
-2 |
* Индекс развития глобального ритейла (Global Retail Development Index) компании "A.T. Kearney" рассчитывается с 2001 года путем составления рейтинга 30 самых привлекательных для инвестиций стран. При этом учитываются 25 переменных, в частности, политические и экономические риски, привлекательность рынка розничной торговли, степень насыщения и соотношение между ВВП и показателем роста розничной торговли.
e-news.com.ua