Заем МВФ поможет многим компаниям избежать дефолта. Многие компании и финучреждения сейчас проводят реструктуризацию своей внешней задолженности.
В ноябре прошлого года совет директоров МВФ одобрил предоставление Украине беспрецедентного по объему кредита в размере 11 млрд SDR. Сумма, эквивалентная $16,5 млрд, составила около 16% общих долговых ресурсов Фонда на момент принятия решения и равна около 13% прогнозного уровня ВВП Украины в 2009 году. Изначально планировалось, что МВФ не будет отходить от устоявшейся многолетней практики и кредит в полном объеме поступит на счета НБУ для поддержания надлежащего уровня его резервов. Однако позже Фонд сообщил, что часть суммы будет переведена на счета правительства для расчетов по внешним обязательствам в 2009-м, то есть фактически на покрытие бюджетного дефицита.
Традиционно стоимость ресурсов МФВ символическая: страна-должник обязуется регулярно платить процент по кредиту, не превышающий сейчас 2% годовых. Стоит ли говорить, что это крайне низкая цена в сложившихся условиях. Если посмотреть на котировки украинских суверенных еврооблигаций, будет понятно, что еще в начале апреля частные инвесторы готовы были предоставлять Украине долгосрочные долговые ресурсы лишь под 20–25% годовых. В этой ситуации получение валютного кредита под 2% годовых — безусловно, большой успех. Немаловажно и то, что погашение займа МВФ в будущем, как и регулярная выплата процентов по его обслуживанию (кроме части, которая направляется на счета правительства), не создает нагрузки на госбюджет. Основным получателем займа является НБУ, который и будет обслуживать долг за счет собственных ресурсов.
В первые месяцы 2009-го дисбалансы по внешнеэкономическим операциям стремительно выравнивались. По оценке НБУ, в I квартале этого года дефицит текущего счета платежного баланса составил $882 млн (по сравнению с $3,7 млрд за аналогичный период 2008-го). Это могло бы вселить уверенность в том, что украинская экономика способна приспособиться к новым условиям, а резервов Нацбанка достаточно, чтобы полностью компенсировать отток долгового капитала по финансовому счету. Однако важная особенность валютного рынка в кризисный период состоит в том, что тенденции на нем определяются не столько фундаментальными факторами, сколько настроением участников рынка: субъектов бизнеса и населения. По данным за I квартал 2009-го, резервы НБУ шли преимущественно на наличный рынок, предположительно для удовлетворения ажиотажного спроса на иностранную валюту.
Вряд ли кто-то возьмется прогнозировать направление и масштабы движения краткосрочного капитала (в том числе притока/оттока валюты на наличный рынок) в II полугодии 2009-го. Эта часть финансовых потоков всегда была наиболее волатильной и труднопрогнозируемой. Поэтому для НБУ важно поддерживать определенный уровень резервов, который гарантировал бы возможность массовых интервенций в случае появления резких дисбалансов на валютном рынке. Существует некий критический уровень резервов (условно его можно оценить в $10–12 млрд), который гарантирует уверенность участников рынка в способности Нацбанка контролировать ситуацию на валютном рынке. Если предположить, что уровень резервов опустится ниже такой психологической отметки, процесс массовой скупки валюты сложно будет остановить, что в свою очередь приведет к обесцениванию гривни и неконтролируемому расходованию резервов центробанка. Кредит МВФ делает такой сценарий маловероятным, поэтому его роль как психологического фактора не стоить недооценивать.
Многие компании и финучреждения сейчас проводят реструктуризацию своей внешней задолженности. Однако иностранные кредиторы могут пойти на реструктуризацию (очевидно, с огромными оговорками) лишь в том случае, если будут уверены: валютные ресурсы станут доступными для украинских предприятий на межбанковском рынке в среднесрочной перспективе. С этой точки зрения главный показатель достаточности ресурсов для иностранного инвестора — объем золотовалютных резервов НБУ, который должен быть не просто в плюсе, но и иметь необходимый запас прочности. Скорее всего, $24,5 млрд на счетах Нацбанка (около $20 млрд без учета первого транша кредита МВФ) по состоянию на конец апреля не убедили бы большинство инвесторов в том, что после пролонгации кредитов на год-два компании-резиденты смогут рассчитаться по своим валютным обязательствам. Без займа МВФ кредиторы вряд ли рассматривали бы саму возможность реструктуризации. Безусловной альтернативой для многих частных компаний стал бы вынужденный дефолт.
До тех пор пока в Украину поступают транши Фонда, международное сообщество получает сигналы о том, что ситуация в экономике контролируема, а правительство готово к разумному формату сотрудничества с мировым сообществом. Руководители Всемирного банка и ЕБРР неоднократно заявляли о том, что вопрос выделения средств их институциями напрямую зависит от решения о выдаче кредита МВФ. Такую же позицию заняли и правительства стран-партнеров, готовых предоставить Украине финансовую помощь. Для многих частных инвесторов выделение первых двух траншей МВФ дало позитивный сигнал: их вложения как в украинские долговые бумаги, так и в акции — далеко не утраченная выгода.
Виталий ВАВРИЩУК, аналитик ИК Dragon Capital
Инф. kontrakty.com.ua
e-news.com.ua