Украинские авиакомпании терпят убытки из-за финансового кризиса и вынуждены сокращать рейсы. Об этом сообщает Дело.
В сложном финансовом положении оказалась крупнейшая украинская авиакомпания "АэроСвит". Она в срочном порядке уже отменила рейсы по 14 направлениям. Под нож ушли рейсы как внутреннего, так и международного направления. Так, с ноября 2008 по апрель 2009 года компания закрывает внутренние рейсы из Киева по направлениям в Харьков, Ужгород, Черновцы и Ивано-Франковск. Из международных рейсов компании пострадают перелеты в Китай, Индию, европейские направления, а также маршрут на Нью-Йорк.
Вслед за "АэроСвитом" свои рейсы сокращают компании "Днеправиа" и "Украинско-средиземноморские авиалинии". "Днеправиа" сворачивает часть перелетов из Днепропетровска в Киев, Ивано-Франковск, Ужгород и Одессу. А "Средиземноморские авиалинии" уже урезали часть рейсов по маршруту Киев - Тегеран.
Причин, по которым авиакомпании несут убытки, две: снижение пассажиропотока и высокие цены на керосин. Цена тонны авиатоплива в Украине на 300-400 долларов выше, чем в других странах.
Другие украинские авиаперевозчики также испытывают существенные финансовые трудности. Загрузка на их рейсах колеблется на уровне 30-40%. Это вынуждает компании максимально оптимизировать расходы. Так, авиакомпания "Украинско-средиземноморские авиалинии" отменила ряд рейсов по маршруту Киев - Тегеран. Оставшиеся рейсы на Тегеран, Дамаск, Оман и Бейрут компания выполняет на собственных самолетах. "Это поможет сократить расходы на 30-35%," – объяснил коммерческий директор компании Сергей Полищук.
В компании "Днеправиа" также отменяют ряд внутренних рейсов. Так был отменен дополнительный рейс в выходные дни на Киев. Кроме того, перелеты по направлению на Ивано-Франковск, Ужгород и Одессу в выходные дни были сокращены с двух до одного. Загрузка по этим направлениям колеблется на уровне 30-60% в зависимости от типа борта. "На сегодняшний день у нас недостаточная загрузка, поэтому мы делаем замену бортов и исключаем из расписания рейсы. Замена борта помогает в 2 раза сократить расходы на топливо", - констатирует коммерческий директор компании "Днеправиа" Сергей Посылаев.
Убытками авиакомпаний уже обеспокоены в контролирующем органе - Государственной авиационной администрации. "И "Международные авиалинии Украины" (МАУ), и "АэроСвит" действительно переживают финансовые проблемы. Они заключаются в том, что керосин в Украине значительно выше по цене, чем в Европе, - объяснил глава Государственной авиационной администрации Александр Давыдов. - Не исключено, что обе компании закончат этот год со значительными убытками". По мнению главы авиаадминистрации, убытки этих компаний потянут за собой падение доходов аэропорта "Борисполь".
Однако в МАУ информацию об экономических трудностях не подтверждают. Пресс-секретарь компании Евгения Сацкая утверждает, что компания сокращать рейсы не планирует. "Сейчас средняя загрузка по рейсам нашей компании на уровне 67% - это на 7% больше по сравнению с 10 месяцами прошлого года, - рассказывает Сацкая. - Новогоднюю же загрузку мы прогнозируем на уровне 95%, что является хорошим показателем". По словам пресс-секретаря, сейчас идет речь об отмене зимних чартерных рейсов на Египет. Такое решение принимают туроператоры в связи с падением популярности по этому направлению.
Юристы утверждают, что, согласно правилам перевозки, рейсы могут быть отменены по причине форс-мажорных обстоятельств. При этом перечень таких обстоятельств в законе достаточно нечеткий. По словам адвоката и заместителя директора Центра экономического и политического анализа Антона Кравченко, в случае аннулирования рейса компания должна вернуть клиенту деньги или найти альтернативу рейсу: "Это может быть следующий рейс этой же авиакомпании, другой маршрут этого же рейса авиакомпании. Кроме того, пассажиру могут предложить воспользоваться этим же рейсом другого перевозчика, вплоть до наземных перевозок". В то же время материальная компенсация в таких случаях не предусматривается.
Инф. mignews.com.ua
e-news.com.ua