А 16 июня Кабмин планирует принять документ, инициирующий процедуру новой продажи комбината. Означает ли это, что в данном вопросе можно поставить точку?
Отнюдь нет, в действительности это жирное многоточие, да еще и со знаком вопроса в конце. Более того, это решение дает повод серьезно поговорить о перспективах развития украинской Фемиды. и перспективы эти не очень обнадеживающие.
После инаугурации у Виктора Андреевича был отличный шанс, шанс оправдать ожидания миллионов украинцев и сделать серьезный шаг в деле построения в Украине правового государства. После оранжевой революции и судьбоносного решения Верховного суда о проведении переголосования, в украинском обществе сформировались позитивные ожидания относительно дальнейшей судьбы украинской судебной системы. Люди пытались спроецировать решение Верховного суда на всю украинскую Фемиду и подсознательно ожидали, что справедливое решение станет эталоном, на который будут равняться все суды Украины. Эти ожидания подогревались также серьезными обещаниями сначала кандидата, а потом новоизбранного Президента, положить край коррупции в судебной сфере. Рискну предположить, что и судейский корпус начал морально готовиться к болезненной для себя реформе.
Главным козырем Виктора Андреевича была (и пока еще есть) абсолютная поддержка подобной инициативы обществом. Правильно проведенная информационная кампания могла бы стать мощным рычагом давления для проведения самых жестких реформ судебной власти. Любое сопротивление реформе могло быть использовано против самих же сопротивляющихся.
Более того, судебная реформа — это не только красивый предвыборный ход, фактически — это жизненная потребность государства, которое хочет оставаться Государством.
Какой смысл, в принятии закона, если нарушивший его не понесет справедливое наказание?
Какой смысл в легализации имущества и бизнеса, если собственность не может быть защищена в суде?
Какой смысл в инвестировании в Украину, если инвестиции могут быть отобраны, а судебные решения куплены? Именно высокие риски потерять все сдерживают приход в Украину самых серьезных — институциональных инвесторов.
Со времени прихода новой власти прошло четыре месяца — срок хоть и не большой, но уже достаточный для вынесения первых оценок. К сожалению, в сфере судейства оценки неутешительные. Властью не сделано абсолютно ничего, даже для имитации борьбы с коррупцией в судебных органах. Нужные изменения в законодательстве не предложены, нужные механизмы даже не разрабатываются.
Сложно ли справиться с "косоглазостью" украинской фемиды? Сложно, но можно. Что для этого необходимо? Прежде всего твердая воля Главы государства действительно решить эту проблему. При желании в течение нескольких месяцев можно создать условия, при которых "стимулирование" судьи станет не обычной практикой, а серьезной проблемой для самого судьи. Достаточно принять закон о публичном декларировании судьями и членами их семей доходов и, главное, расходов. Ввести постоянный мониторинг за доходами и расходами судей и привлечь к такому мониторингу общество. А приобретение любого товара стоимостью свыше определенного порога без объяснения источника происхождения денег на покупку должно стать предлогом для автоматической отставки судьи. Следует также перекрыть все возможные попытки обойти указанную норму. Для этого, необходимо запретить судьям пользоваться услугами либо объектами других лиц, то есть запретить ездить на автомобиле брата, отдыхать в санатории за счет кума, жить в доме свата. За любым нарушением этих правил должно следовать как минимум увольнение судьи. Жестоко, непривычно? Однако без подобных мер судебная система не излечится.
И Виктор Андреевич в первый же месяц после вступления в должность должен был внести подобный законопроект на рассмотрение Верховной Рады. И обратиться к судейскому корпусу с обращением "Ребята, Вам будет больно, но это нужно стране". И апеллировать к обществу с просьбой о помощи в искоренении коррупции. Ведь без общественного контроля (кстати, где обещанный указ Президента?) любые действия будут малоэффективными.
Пока же перспективы судебной реформы даже не просматриваются, "правила игры" остаются прежними, первый шок от ожидания кардинальных изменений проходит, значит, можно действовать как прежде. Слабый свет надежды, показывающий выход из темного лабиринта судебных проблем, становится все тусклее. А ведь именно после судебной реформы государство могло изыскать правдоподобную мотивацию и аргументы для пересмотра итогов приватизации.
Однако, вернемся к "Криворожстали". Станет ли решение Киевского апелляционного хозяйственного суда началом конца собственности олигархов на "Криворожсталь"? Как выйдет из сложной ситуации Верховный Суд, репутация которого все еще высока? Чего добилось правительство, начав активные действия по началу повторной приватизации "Криворожстали"? Вопросов пока больше чем ответов, однако на последний вопрос ответ очевиден — ничего хорошего. Непреложным является факт, что судебное решение юристами ИМС будет оспорено. Даже если Верховный Суд наступит на горло своему прошлому решению и отклонит кассацию, есть еще Европейский суд по правам человека.
Дальнейшее развитие событий будет зависеть от поведения власти. Если власть сможет выплатить ИМС адекватную компенсацию за "Криворожсталь" и гарантирует, что другие приватизированные "известными товарищами" объекты будут оставлены в покое, не исключено, что Пинчук и Ахметов могут смириться с "худым" компромиссом и юристы через какое-то время, удовлетворив профессиональную гордость, спустят процесс на тормоза.
В результате выиграют все: общество будет удовлетворено "наказанием зарвавшихся олигархов", олигархи — наступившим миром, государство — окончанием странной игры под названием "реприватизация". В случае же, если компромисс не будет найден, может начаться серьезная юридическая и экономическая война, к которой государство абсолютно не готово. В самом худшем варианте ИМС может быть продан по бросовой цене иностранцам, поднаторевшим на авантюрных операциях. И государству придется иметь дело уже не с родными олигархами, которые рядом, а с хищными акулами бизнеса, которые будут больно кусать Государство Украину.
Но не следует забывать и того, что у ИМС достаточно неплохие шансы выиграть иск в Европейском суде по правам человека. Это касается как нарушения права на справедливое судебное рассмотрение дела независимым и бесстрастным судом, так и права на беспрепятственное пользование собственным имуществом. И до тех пор, пока не завершится судебный процесс в Страсбурге, "Криворожсталь" останется в подвешенном состоянии. Если к тому времени она будет повторно приватизирована, в случае вынесения решения в пользу ИМС, государство понесет огромные убытки. Во-первых, необходимо будет выплатить компенсацию новому собственнику, во-вторых — вернуть комбинат и покрыть убытки старому.
О неоднозначной ситуации вокруг судебного решения по "Криворожстали" и скоропалительности повторной приватизации говорят не только юристы ИМС и независимые аналитики. Критические замечания высказывают также и представители лагеря власти. Так, яркий "оранжист" — заместитель главы Комитета по вопросам бюджета Валерий Асадчев считает, что ФГИ сможет продать "Криворожсталь" только после того, как все судебные инстанции, включая Европейский суд, признают комбинат собственностью государства. По словам депутата, "необходимо получить официальные документы о том, что это государственная собственность и что никто другой на нее не претендует, иначе объект превратится в пустое место, на которое не позарится ни один инвестор".
Достаточно оригинально Валерий Асадчев охарактеризовал также дальнейшие реприватизационные планы правительства, заявив что "большего бедствия, чем начинать такого рода крупномасштабные акции по продаже воздуха, для украинской экономики сложно придумать. Мало того, что любой потенциальный инвестор будет требовать соответствующие документы, прежде чем совершить покупку, так он еще и неоднократно задумается, а не случится ли и с ним нечто похожее".
Кстати, постепенно стихают в западной прессе восторженные репортажи об Украине, а на смену им приходят вопросы и сомнения. К сожалению, украинские чиновники не понимают, что для Запада культ "законности и выполнения процедур", является священным.
А ведь в запасе у ИМС еще есть известные по судебному процессу на стороне Виктора Андреевича юристы, которые могут органично вписаться в удачную PR-кампанию “по разоблачению беззакония новых украинских властей". А проводить PR-кампании на Западе господин Пинчук очень даже умеет.
Стоит ли удивляться, что пока не наблюдается очередь из желающих инвестировать в Украину, а прямые иностранные инвестиции за первый квартал 2005 года увеличились на "целых" 440 миллионов долларов (из них около 120 миллионов прирост за счет Кипра). И тенденция только ухудшается.
Говоря аллегорически, представители государства пока что играются в детскую игру "лабиринт на бумаге", а вот если будут сделаны шаги по реприватизации "Укррудпрома" и других предприятий, это уже будет похоже на настоящий лабиринт, выхода из которого можно и не найти. И нас ожидает как минимум серьезный экономический спад, отток (а не поступление) иностранных инвестиций, уход большого бизнеса в тень. Соответственно усложнятся и социальные проблемы.
Желание украинской “железной леди” быстрее покончить с приватизационной "головной болью" может быть понято, но вряд ли приемлемо для страны. В ином случае, новый анекдот о том, что "в украинскую экономику пришла женщина с косой", вскоре может стать актуальным не только для экономики.
Источник УкрРудПром
e-news.com.ua