Конечно, в “Укргипромезе” нашлись силы для отечественного ГМК. За последние годы проектировщики обеспечивали капитальные ремонты и модернизацию доменных печей №8 и №9 “Криворожстали“, №2 и №3 “Запорожстали”, №2 “Азовстали”, №2 Донецкого и №5 Енакиевского металлургических заводов. Сейчас проектируют модернизацию домны №10 Днепродзержинского меткомбината. Но металлургам еще раз напомнили об их обязанности развивать науку и проектирование, намекнув, что за годы независимости Украины институт научился выживать без существенных денежных вливаний отечественного происхождения.
По словам специалистов “Укргипромеза”, во времена Союза существовало негласное разделение сфер влияний между проектировщиками. В то время, когда московские и питерские гипромезы брались преимущественно за зарубежные заказы (Индия, Пакистан, Корея, Алжир и др.), украинцам доставались металлургические заводы в европейской части СССР, в том числе и на территории России. Теперь давние связи идут “Укргипромезу” на пользу, украинские и российские институты конкурируют на рынке металлургического проектирования как на территории РФ, так и в других странах, где с помощью советских специалистов строились меткомбинаты.
Впрочем, иногда активность украинских проектировщиков вызывает особое неудовольствие отечественных металлургов. Так было, когда в апреле этого года российская “Объединенная металлургическая компания” запустила на Выксунском меткомбинате (ОАО “ВМК”, Нижегородская обл.) стан для производства нефтегазопроводных труб диаметром 1420 мм. Ранее единственным производителем труб этого сортамента был Харцызский трубный завод, и теперь украинцам приходится переориентировать сбыт своей продукции на Иран. В оправдание отечественному проектированию можно сказать, что “Укргипромез” занимается генпроектированием ОАО “ВМК” уже около полувека и за это время с помощью украинского института были введены в строй практически все значимые мощности завода. Принимает “Укргипромез” участие и в проекте обеспечения Выксунского меткомбината собственным прокатом для производства труб диаметром до 530 мм. Традиционно ВМК закупает эту продукцию на уральских заводах и в Украине. В состав литейно-прокатного комплекса войдут электросталеплавильная печь, емкостью 160 тонн жидкой стали и производительностью 1,235 млн. тонн стали в год, установка “печь-ковш” и вакууматор, установка непрерывной разливки стали и прокатное отделение для ежегодного производства 1,2 млн. тонн стального листа толщиной 1-12 мм. В тендере за право проектировать новый литейно-прокатный комплекс в Выксе “Укргипромез” опередил своих коллег из Москвы, Питера и Магнитогорска.
Помимо ВМК, украинские проектировщики участвуют в переоснащении мартеновского цеха Таганрогского метзавода, проектируют комплекс по производству литой товарной заготовки мощностью 730 тыс. тонн в год на ООО “Ростовский электрометаллургический завод”, участвуют в модернизации фасонно-литейного цеха ОАО “Электростальский завод тяжелого машиностроения”. В общем, учитывая конкуренцию между украинскими и российскими металлургами, нашим не мешало бы загодя узнавать планы конкурентов и своевременно планировать обновление собственных мощностей.
Появляются у “Укргипромеза” и заморские перспективы. В минувшем году днепропетровские проектировщики приняли участие в тендере на модернизацию аглофабрики “Руркела-1” в Индии, объявленном индийской государственной компанией SAIL. Аглофабрика была построена около 40 лет назад германской компанией Kopper и в настоящее время остро нуждается в модернизации. К 2012 году Индия намерена существенно модернизировать свои государственные металлургические предприятия и, очевидно, ей не обойтись без реконструкции горнодобывающего комплекса. Среди условий проекта — наращивание мощностей предприятия с 1,2 млн. тонн до 1,8 млн. тонн агломерата в год и улучшение качества продукции.
“Укргипромез” участвовал в тендере в составе международного консорциума, в который входят российский концерн “Тяжпромэкспорт”, координировавший строительство мощностей индийского ГМК в годы СССР, а также уральские машиностроительные заводы “Уралмаш-метоборудование” и “Ормето-УМЗ“. Индийским партнером консорциума является известная компания Simplex, которая намерена поставить для строительства большую часть оборудования и металлоконструкций и осуществить строительно-монтажные работы. Конкурировать же пришлось с австрийской Voest-Alpine и одной из немецких компаний. По словам главного инженера проекта Виталия Куцыгина, сейчас заказчик прикидывает, кому отдать аглофабрику для проведения всех необходимых работ “под ключ”. Вероятно, в сентябре станут известны новые условия подготовки тендерной документации, согласно которым SAIL будет не модернизировать существующую аглофабрику “Руркела-1”, а построит третью — новую. Примечательно, что фабрика “Руркела-2” мощностью 1,57 млн. тонн агломерата в год, была построена в 1996 году “Тяжпромэкспортом” в сотрудничестве с уральскими машиностроителями и индийскими компаниями Simplex, BHEL и RPNN. Генпроектированием этого объекта, считающегося гордостью индийского ГМК, занимался “Укргипромез”. Не исключено, что третья аглофабрика, за небольшим исключением, будет повторением построенной ранее. В целом шансы российско-украинско-индийского консорциума на победу в новом тендере оцениваются достаточно высоко.
Источник УкрРудПром
e-news.com.ua