• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Почему продавцы мобильников не спешат их маркировать?

    Опубликовано: 2008-02-06 17:29:55

    У отечественных потребителей все еще нет гарантий того, что купленный мобильник не окажется контрафактным. Несмотря на то что Украинский государственный центр радиочастот (УГЦР) заявил о начале выдачи учетных марок для маркировки ввозимых в Украину мобильных телефонов, знака, подтверждающего подлинность трубок, все еще нельзя встретить в магазинах.

     

    Как раннее сообщала газета «СЕЙЧАС», официально маркировка должна была появиться уже с нового года. Однако сами продавцы, как показал опрос в магазинах сетей «Мобилочка», «Евросеть» «Мобидик» и др., ничего о подобных знаках не знают.

     

    В самом «Укрчастотнадзоре» уверяют, что задержки с появлением маркировки на телефонах в украинских торговых сетях вызваны объективными факторами. Комиссия не в состоянии обеспечить марками всех желающих сразу, поскольку их выдача – это целая процедура. Однако те, кто хотел, уже поспешили получить марки.

     

    Процедура выглядит следующим образом: «Импортер подает заявку, в которой указан тип телефона, модель, общее количество аппаратов, и мы оформляем проект соответствующего разрешения, - пояснил газете «СЕЙЧАС» Владимир Кириченко, заместитель начальника УГЦР по вопросам радиоэлектронных средств. - Марка содержит данные о конкретном телефоне (его модель и пр.), год, номер разрешения, а также имеет свой порядковый номер». Однако этот процесс происходит не так быстро. «Мы выдаем марки оптовикам, которые ввозят телефоны, и это всего лишь первая ступень реализации», - утверждает г-н Кириченко. По его словам, с начала недели было выдано разрешений на порядка 25–30 телефонов. «За три квартала мы выдали разрешений на ввоз 460 тыс. средств, в то время как уже за декабрь - 250 тыс. В целом указанная цифра должна держаться на уровне 400-500 тыс. телефонов. Однако, несмотря на то что процесс идет достаточно активно, это пока капля в море. Ведь для того чтобы потребители увидели марки на телефонах в магазинах, потребуется как минимум 10 дней».

     

    Впрочем, указанный срок обещает затянуться и по другим причинам: украинские ритейлеры пока не спешат получать заветные марки. Как рассказал газете «СЕЙЧАС» управляющий директор украинского филиала компании «Евросеть» Денис Хрусталев, действие решения НКРС, обязывающего маркировать телефоны, на данный момент приостановлено. По словам г-на Хрусталева, в отношении соответствующего документа Комиссии было инициировано судебное производство неким О. В. Коваленко. И, поскольку вопрос так и остался неразрешенным, продавцы и импортеры мобильных телефонов находятся в подвешенном состоянии.

     

    «На сегодняшний день клеить марки, бесплатно полученные в «Укрчастотнадзоре», должны и импортеры, и реализаторы. Розничные торговцы таким способом регистрируют закупленный ранее товар. А импортеры - новые поставки, - отметил г-н Хрусталев. - Предполагается, что благодаря данному решению НКРС импортеры не будут ввозить телефоны в Украину без марки. Поэтому законопослушным реализаторам придется продавать только «белый» товар, т. к. продукция без маркировки будет считаться контрафактной». Однако, утверждает Хрусталев, пока что получить такие марки могут только импортеры. «Розничным торговцам их будут выдавать после окончательного решения всех организационных и юридических вопросов. Поэтому, естественно, никакого контроля со стороны органов пока нет», - резюмировал он.

     

    На сегодняшний день клеить марки, бесплатно полученные в «Укрчастотнадзоре», должны и импортеры, и реализаторы.

     

    Хотя в «Укрчастотнадзоре» относительно добровольного маркирования придерживаются несколько иной точки зрения. «Даже если решение НКРС и приостановлено, никто не запрещает нам выдавать марки. Обычная логика подсказывает, что продавцы, работающие с легальным товаром, постараются получить марки как можно раньше», - уверен г-н Кириченко. По его словам, схожая ситуация с марками была в 2003 году, когда впервые появились требования о защите ввозимых мобильных телефонов специальной голограммой. «Даже после того, как телефоны были ввезены на территорию Украины, предприниматели обращались за защитными марками, объясняя это большей востребованностью промаркированных телефонов. Так что независимо от решения суда продавцам так или иначе от новой маркировки не уйти», - заявил г-н Кириченко. И добавил, что сегодня этот вопрос уже взят на контроль Премьер-министром, а следовательно, со стороны органов будут проводиться ревизии по выявлению телефонов, на которых отсутствуют соответствующие знаки. «Мы добровольно выдаем, а импортеры добровольно получают. Возникает вопрос, кто из импортеров откажется от марок, если товар ввозится на законных основаниях», - заключили в УГЦР.

     

    Что касается судебных тяжб, которые, по мнению ритейлеров, сдерживают их от добровольного получения марок, то попытки выяснить, на каком этапе сейчас находится «дело О. В. Коваленко», не увенчались успехом. Чиновники НКРС настоятельно посоветовали журналистам газеты пока не поднимать эту тему без объяснения причин. Ситуация достаточно запутанная, ведь, судя по позиции легальных продавцов телефонов, именно они и заинтересованы в появлении дополнительных средств защиты от контрафактной продукции.

     

    Хотя, по мнению экспертов, нововведение УГЦР только поможет организованной рознице сделать рынок еще более цивилизованным. В 2006 году, по оценкам компании «Евросеть», доля «серого» рынка составляла около 40%, в начале же 2008-го она снизилась на 20%. «Хотелось бы, чтобы к концу года этот показатель сократился как минимум до 10%. Это довольно существенная доля, особенно если учесть, что десятка крупнейших розничных сетей сотового ритейла занимает всего 28% рынка. Поэтому крупные игроки, работающие «по-белому», будут в выигрыше от такого нововведения», - высказал свою позицию г-н Хрусталев.

     

    Но появление марок безболезненно все же не пройдет. Вступление в силу данного решения еще больше обострит конкуренцию на рынке сотового ритейла, считают специалисты. «В этом году можно будет отметить продолжающуюся тенденцию слияний и поглощений. Не так давно это произошло с компаниями «Астел» (слияние с «Мобилочкой») и Germanos-Украина (продажа сети). Есть основания считать, что в ближайшем будущем не выдержит конкуренции как минимум еще один крупный игрок украинского рынка», - уверен г-н Хрусталев.

     

    Главное

     

     

    Судя по позиции продавцов мобилок, маркировка телефонов в магазинах появится еще не скоро. Очевидно, продавцы будут сдерживать появление на полках маркированных средств, пока не продадут ранее завезенные. Ведь вполне вероятно, что в глазах потребителя последние будут выгодно отличаться от первых (без марок).

     

    Впрочем, с марками или без, цены на мобильные телефоны украинских ритейлеров, как заверяют эксперты, отличаться не будут. Несмотря на то что марки выдаются на бесплатной основе, процесс их наклейки потребует от продавцов пусть незначительных, но все же расходов. Однако даже такие не окажут существенного влияния на конечную цену для потребителей.

     

    Иван Самойленко

     

    Мобильник

     

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.