Россия отделила осетин от мандаринов
Российские чиновники могут поздравить себя с успехом: «мандариновая атака» со стороны Грузии отбита. Транскавказская магистраль, которую перекрыли грузовики с фруктами, разблокирована, сами мандарины, пришедшие в негодность, валяются по обочинам, водители - жители Северной и Южной Осетии - разъезжаются по домам. О том, что пострадавшими в этой ситуации стали осетины, «победившая сторона» предпочитает не вспоминать. Как и том, что весь прошлый год, когда действовал российский запрет на импорт грузинских фруктов, предприниматели из Южной Осетии, как сейчас неожиданно выяснилось, возили эти самые фрукты через границу без особых проблем.
Автомобили с мандаринами стали скапливаться на таможенном пункте «Нижний Зарамаг» еще в 20-х числах декабря. За неделю до Нового года у границы стояли более 60 фур, а общий вес их груза составил более тысячи тонн.
Как сообщили СМИ, разрешения пересечь границу дожидались в основном жители Северной и Южной Осетии. По данным пресс-службы «альтернативного южноосетинского правительства», которое представляет интересы грузинского населения региона, подавляющее большинство водителей - граждане России на автомобилях с североосетинскими или южноосетинскими номерами.
Цитрусы, ставшие предметом конфликта, по информации того же источника, были закуплены в Грузии для перепродажи в России. Грузинская сторона, утверждает источник, предупреждала покупателей о вероятном осложнении, «но они, видимо, надеялись, что при въезде на родину у них проблем не будет».
Таможенники груз пропустить отказались, ссылаясь на решение Россельхознадзора, который в 2005 году ввел запрет на импорт сельскохозяйственной продукции из Грузии. Водители, в свою очередь, отказались уехать и таким образом потерять груз и вложенные в него деньги: как сообщили СМИ, многие из них, для того, чтобы совершить этот «мандариновый» рейс, взяли в долг значительные суммы.
В ночь на 6 января, по информации МЧС Северной Осетии, водители попытались силой прорваться через границу, после чего на пропускной пункт была направлена группа спецназа. Тогда коммерсанты в знак протеста полностью перекрыли Транскавказскую магистраль, соединяющую Северную и Южную Осетии.
По мере того, как мандарины начали портиться, водители выбрасывали негодные фрукты, а деревянные ящики жгли в кострах, чтобы согреться. У них заканчивались запасы продовольствия, воды и топлива. Несколько человек были госпитализированы с воспалением легких. Попытки правоохранительных органов Северной Осетии провести принудительную эвакуацию автомобилей провалились: люди легли под колеса грузовиков, и ОМОН был вынужден прекратить операцию.
Тем временем у границы скапливались легковые автомобили. Попасть из Южной Осетии в Северную и наоборот можно было только пешком. Как пишет «Московский комсомолец», ситуация доходила до абсурда: больных, а то и вовсе покойников в гробах оставалось только переносить на руках. Ситуацию усугубило и то обстоятельство, что пробка из грузовиков образовалось на особо опасном участке магистрали - недалеко от Чертова моста, где, по данным МЧС Северной Осетии, за зиму сходят сотни лавин.
Вечером 9 января грузовики начали разъезжаться, к утру следующего дня движение по магистрали было восстановлено. Некоторые из них, как сообщается, все еще стоят по обочинам дороги, большинство развернулись и направились в сторону Цхинвали. По словам начальника Владикавказского погранотряда Сергея Дорофеева, на решение водителей повлияло то, что правоохранительные органы Северной Осетии возбудили несколько уголовных дел (по статьям «контрабанда» и «приведение в негодность транспортных коммуникаций»), а также задержали трех женщин, которых считают зачинщицами блокады.
Между тем источник в правоохранительных органах Северной Осетии, на который ссылаются «Новые известия», считает, что к инициаторам акции, скорее всего, будут применены только меры административного характера. Представители североосетинского руководства хотя и обещают наказать нарушителей «по всей строгости закона», в то же время, не желая, очевидно, бросить тень на дружбу двух Осетий, подчеркивают, что всего лишь выполняют волю федеральных властей.
Как заявил, в частности, секретарь Совета экономической и общественной безопасности Северной Осетии Асланбек Келехсаев, «Транскавказская автомагистраль - дорога федерального значения, и все происходящее на дороге, на границе, контролируют федеральные структуры». Он также напомнил, что решение о запрете ввоза на территорию РФ сельхозпродукции из Грузии было принято федеральной структурой - Россельхознадзором.
Пока же стороны пытаются разобраться, распространяется ли запрет на дружественную России Южную Осетию, де-юре входящую в состав Грузии, или нет. Уголовное дело о контрабанде, как сообщили в североосетинском МВД, возбуждено по факту «незаконного пропуска через терминал «Нижний Зарамаг» автомашин с цитрусовыми в период с 27 ноября по 17 декабря 2006 года». Сами водители, которых цитируют СМИ, рассказывают, что ранее возили через границу мандарины без особых проблем.
По данным агентства ОСинформ, до конца декабря 2006 года североосетинская таможня пропускала грузовики с цитрусами «избирательно». По информации Коста Коштэ, председателя южноосетинского правозащитного движения «Закон выше власти», фуры пересекали границу «за большие суммы денег, около 100 тысяч рублей». Он считает, что если бы фрукты изначально не пропускали, конфликта на пропускном пункте не произошло бы.
Теперь Москве, очевидно, придется в очередной раз объяснять, в чем заключается ее принципиальность по отношению к Тбилиси и дружба с Цхинвали, которая рискует приобрести привкус протухших мандаринов. Не исключено, что в конфликте, следуя привычной практике, будут искать «руку Тбилиси». По крайней мере, южноосетинский госкомитет информации и печати уже объявил, что пробку на границе организовали «грузинские спецслужбы». О «провокации» заговорил и главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко, правда, пока не уточнил, от кого именно она исходит.
Он также прояснил ситуацию с запретом по отношению к другой непризнанной республике из состава Грузии - Абхазии. В беседе с ведущим «Эха Москвы» чиновник заявил, что мандарины из Абхазии в Россию все-таки не поступают. Во всяком случае, так ответ Онищенко расшифровал его собеседник.
Между тем еще в декабре 2005 года, когда был введен запрет на импорт грузинских фруктов, источник в Минсельхозе, которому подчиняется Россельхознадзор, заявил журналистам, что на Сухуми он все-таки не распространяется. А месяц назад, оценивая итоги минувшего года, заместитель председателя Государственного таможенного комитета Абхазии Аляс Лабахуа отметил, что в 2006 году из Абхазии в Россию вывезено 9297 тонн цитрусовых.
Онищенко, в свою очередь, утверждает, что «коллеги из Россельхознадзора не играли в прятки с апельсинами, они всю сельхозпродукцию закрыли из Грузии». «Это я знаю и свидетельствую это, - добавил чиновник, - поэтому, ну, что делать?». Действительно, что делать? Только провокаторов искать и остается.
Михаил Тищенко
Беседа Геннадия Онищенко и Алексея Венедиктова в эфире «Эха Москвы».
А. ВЕНЕДИКТОВ: Два вопроса еще, Геннадий Григорьевич. История, о которой я узнал из послания наших слушателей. Что-то про 20 грузовиков с апельсинами, с мандаринами, простите, из Грузии, которые стоят, в то время как мандарины из Абхазии, политически грамотные, приезжают. В чем разница? Что эти политически неграмотные, а эти политические грамотные?
Г. ОНИЩЕНКО: Нет, ничего подобного <...>. На самом деле я считаю, что это попахивает серьезной провокацией.
А. ВЕНЕДИКТОВ: В чем?
Г. ОНИЩЕНКО: По одной простой причине, что Россельхознадзор, это ветеринарная, фитосанитарная службы, запретили эти апельсины еще в декабре 2005 года. Более года действует этот запрет. И вдруг оказалось 40 фур с этой продукцией на наших границах <...>. Во всяком случае коллеги из Россельхознадзора не играли в прятки с апельсинами, они всю сельхозпродукцию закрыли из Грузии. Какие показатели – я сейчас не буду вдаваться – но это было, это я знаю и свидетельствую это. Поэтому, ну, что делать?
А. ВЕНЕДИКТОВ: Но из Абхазии же везут?
Г. ОНИЩЕНКО: Нет.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Нет? Мандарины из Абхазии?
Г. ОНИЩЕНКО: А где они в Грузии-то? Они только в Абхазии.
А. ВЕНЕДИКТОВ: То есть из Абхазии не везут? Понятно.
Lenta