По словам компаний, занимающихся продажами программного обеспечения, минувший год стал рекордным по уровню продаж тех или иных антиспамовых решений. Успехом пользовались как дорогие серверные и аппаратные, так и более дешевые клиентские решения.
Все это, по словам специалистов, связано с беспрецедентным ростом количества рекламных писем, сотнями падающих в ящики пользователей.
В последние месяцы 2006 года объемы спама возросли в десятки раз по сравнению с началом и серединой года. По данным аналитической компании Postini, за последние три месяца количество спама выросло на 73% в сравнении с прошлогодними показателями за аналогичный период.
Множество компаний отмечают, что завершающийся декабрь стал абсолютным лидером по количество спама за всю историю наблюдений. В Postini отмечают, что на 20-е числа декабря 2006 года уровень мусорных и рекламных писем составил 93% от общего количества корреспонденции, пересылаемой в интернете.
На сегодня лидерами по количеству как рассылаемого, так и получаемого спама являются США и Китай (Россия хоть пока не попадает в пятерку лидеров, но вплотную приблизилась к этой отметке).
Парадокс заключается в том, что практически во всех индустриальноразвитых странах приняты законы, запрещающие рассылку непрошенной рекламной электронной корреспонденции, но чем жестче закон той или иной страны, тем больше спама оттуда продуцируется.
Не стала исключением и Россия. В феврале 2006 года была принята новая редакция закона «О рекламе» (а с 1 июля она вступила в действие), где говорится, что по закону запрещается «массовое распространение незапрошенной информации». Или, проще говоря, формально спам на сегодня в России вне закона, но с тех пор как данный закон был принят количество российских спамеров многократно выросло, а ящики пользователей «трещат по швам» от нескончаемых «выгодных предложений».
Примечательно также и то, что со времени принятия закона ни один российский спамер не ответил за свою противозаконную деятельность перед законом и судя по количеству внимания, уделяемого в России этой теме властными структурами, в ближайшее время вряд ли ответит.
Бизнес и пользователи, тем временем, вынуждены защищаться от спама иными путями, чаще всего самостоятельно. Некоторые решают проблему кардинально - отказом от электронной почты вообще.
Однако и сами спамеры не сидят сложа руки, постоянно изменяя механизмы рассылки писем и изменяя рекламные сообщения. По словам Дэна Дракера, руководителя компании Postini, если в 2004 году лишь небольшая часть спама содержала картинки, теперь же до 25% спама содержат изображения.
По данным McAfee Avert Labs, число графических спам-сообщений даже выше - до 40%.
«Спамеры идут на различные уловки - меняют кодировки, переделывают письма в картинки, отсылают HTML-письма. Все это делается с одной лишь целью - обойти антиспамовые фильтры», - говорит Дракер.
По данным Лаборатории Касперского, в 20-х числах декабря 2006 года в Рунете примерно 8 из каждых 10 писем являлись спамом.
Еще одним фронтом работы для спамеров являются интнернет-пейджеры - ICQ, AIM, MSN и др. По данным отчета Postini, за один лишь декабрь 2006 года количество сообщений, рассылаемых по каналам интернет-пейджеров увеличилось на 160%, поставив также еще один рекорд.
Вместе с тем, поскольку спам чаще всего рассылается с зараженных троянами компьютеров пользователей, то затраты самих спамеров на организацию рассылок крайне низки, из чего специалисты делают вывод, что в ближайшее время количество спамеров только вырастет. А пользователям за это придется заплатить переполненными ящиками, деньгами, потраченными на трафик, и временем потерянным на чистку почтовых ящиков.
«Cybersecurity»