Рождественское интервью с Предстоятелем Украинской православной церкви Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины
— Ваше Блаженство! Вот уже без малого 15 лет вы являетесь Предстоятелем одной из наибольших по численности православных церквей мира, 15-й год обращаетесь к многомиллионной пастве Украины с Рождественским Посланием, которое читается в этот день во всех храмах и монастырях страны. Насколько, на ваш взгляд, изменилась, говоря светским языком, аудитория православных верующих за эти годы?
— Если сравнивать положение и состояние нашей Церкви с началом 1990-х годов и говорить о различных видах социального служения, о процессах развития церковно-государственных и межконфессиональных отношений, прибегать к языку статистики, потребуется весьма пространный доклад. Отмечу лишь, что сегодня православная церковь обрела достаточно мощный потенциал массмедиа, включая церковные интернет-ресурсы и редакции телевизионных программ, где можно получить исчерпывающую информацию. А всякое СМИ, как вы понимаете, существует по мере востребованности. Следовательно, огромная читательская и зрительская аудитория, а соответственно и численность прихожан в более чем 11 тысячах приходов неуклонно растут. Причем большей частью за счет молодежи, людей интеллектуальных, мыслящих, воспринимающих Слово Божье не как сухую абстракцию, но как Живой Источник Истины, преобразующий и совершенствующий человека по заповеди Спасителя мира: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5,48).
Если в начале 1990-х строительство храма в селе или городе воспринималось как некий нонсенс, вчерашние атеисты поглядывали на Церковь если не с опаской, то с недоверием, то сегодня мы видим, и об этом свидетельствуют бесстрастные социологические службы, что Церковь имеет высший рейтинг доверия граждан. Политики, особенно старшего поколения, которые не так давно с неприятием относились к Церкви, сейчас не только свидетельствуют, что верующие — лучшая часть общества, но и сами изменили свое отношение к религии, принесли покаяние, огласив его перед целым народом. А ведь верующий человек — это человек с совершенно определенным отношением к труду, семье, обществу, государству. Меня часто спрашивают журналисты, мол, присутствие политиков высоких рангов в Церкви, строительство храмов или благотворительных заведений не являются ли пафосной данью моде, своеобразной индульгенцией ради электорального рейтинга и прочего. Я отвечаю обычно, что Господь зрит на сердце человека, а не на его политический статус.
Конечно, если тот или иной деятель демонстрирует свою причастность к православию, это повышает его авторитет в глазах верующих. Если мы говорим, что верующий человек — большая ценность для общества, то верующий руководитель ценен вдвойне. Миссия Церкви состоит не в том, чтобы вести какого-то политика к власти, но в том, чтобы вести человека к Богу. И если человек, наделенный государственными полномочиями или же владеющий крупным бизнесом, приходит в храм ради спасения своей души, искренно прибегает к таинству исповеди и причастия, он ничем не отличается от любого мирянина. Для Господа он является той заблудшей овцой, которую нужно спасти и присоединить к стаду. Ибо «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках» (Лк. 15,7).
Вот это общественное внимание к Церкви, участие в ее жизни, влитие в нее все новых членов, стремительный многократный рост приходов, открытие новых монашеских обителей (в Украине их 160), повсеместное храмовое строительство, наконец, принятие в 2000 году Церковью уникального документа — Социальной концепции — своеобразного конгломерата, рассматривающего все сферы жизни человека в обществе с точки зрения Священного Писания — все это дарит надежду, что народ Украины на верном духовном пути. Нужно лишь иметь терпение и не утрачивать веру.
— Тем не менее, Ваше Блаженство, мы видим, как разделилось общество по политическим взглядам. Настроение двухлетней давности в горячий период выборов президента, а затем и парламентские баталии, по наблюдению некоторых экспертов, имели психологический характер гражданской войны. Да и сейчас мы отчетливо видим, как разделены целые регионы страны по политическим симпатиям и по религиозным убеждениям. Как соотнести этот факт со сказанным вами?
— Мы знаем, что Украина имеет сложную и уникальную геополитическую структуру, с которой трудно конкурировать любой крупной стране Европы. У каждого региона есть свои исторические, культурные, языковые, этнические и религиозные особенности. Но именно Церковь как никто другой в состоянии объединять людей, вносить в их быт и культуру закваску Царства Небесного, наполняющую всякое человеческое самовыражение божественным смыслом, благодатной мудростью и небесной любовью. Церковь учит, что наивысшее проявление Божественной любви совершилось в Боговоплощении и Воскресении. Эти два события неразрывно связаны между собой и непосредственным образом относятся к Домостроительству нашего спасения, они стали предметом проповеди святых апостолов и основой миссии Церкви Христовой. «…Проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей», — пишет к христианам Коринфа святой апостол Павел (1 Кор. 2,7).
Любовь, по мысли Божественного Откровения, должна быть отличительным признаком всех последователей Христа. Святой апостол Иоанн Богослов, напоминая христианам Божественный Закон, пишет: «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам» (1 Ин. 3,23). Каждый верующий во Христа должен сознавать себя чадом Божиим и всегда помнить о духовном родстве с ближними и дальними. Все люди, несмотря на многочисленные внутренние и внешние различия, имеют одного отца — Бога. А значит, свои взаимоотношения они должны строить на принципах любви, доверия, взаимного уважения, сострадания и правды.
Церковь должна постоянно проявлять заботу о единстве своих чад, о единстве всего общества.
Однако при этом Церковь, как и каждый гражданин, верующий или неверующий, может публично высказывать свое мнение по общественно значимым вопросам, а также свидетельствовать о добрых или злых делах государственных чиновников, политических партий, движений или отдельных лиц.
Конечно, многие политические и общественные организации страны, как всеукраинские, так и региональные, достаточно плодотворно сотрудничают с православными епархиями и общинами на ниве социального служения. В Верховной Раде существует межфракционное депутатское объединение в поддержку традиционных церквей Украины, которое помогает решению многих проблем церковно-государственных отношений на законодательном уровне. Многие кандидаты в депутаты представительных органов власти, а также партии и общественные организации включали в свои предвыборные платформы разделы, предусматривающие тесное сотрудничество с Украинской православной церковью по просветительским, молодежным, благотворительным программам. Разумеется, православные граждане видят таких людей, ценят и поддерживают их.
— И все же известно, что некоторые конфессии, отождествляющие себя с православием, как УАПЦ и УПЦ КП, впрочем, как и их приверженцы в лице целых политических движений, ратуют за существование в Украине Церкви по доминирующему национальному признаку. И, дескать, лишь такая Церковь может создать вместе с государством некую модель общественного развития, которая одна лишь в состоянии сохранять национально-культурные и геополитические интересы.
— Природа Церкви такова, что она во все времена была и будет выше всевозможных общественных и национальных феноменов. Церковь не может конфликтовать ни со здоровой национальной идеей, ни с обществом. Она никогда не разжигает национальных страстей, хотя мы видим, как сегодня отдельные политические деятели от ее имени пытаются спекулировать национальными идеями. Церковь Христова имеет и вселенское, и надмировое значение. Недаром в ее богослужениях ежедневно звучат слова «о мире во всем мире». И когда в Украине время ночного покоя, в православных храмах Америки или Аляски возносится такая же молитва о всех ее чадах различных рас и национальностей. Поскольку наша Церковь, как сказано в Символе веры, — «единая и соборная». Прискорбно, что представители упомянутых вами религиозных формирований произносят Символ веры на богослужениях, заведомо зная и понимая, что они не относятся к «единой и соборной Церкви». Мало того, Соборная Церковь вынесла четкие догматические и канонические определения, согласно которым представители этих так называемых православных церквей не могут ими наименоваться, поскольку пребывают в расколе и лишены благодатной силы.
— Наверное, к таким явлениям могут быть применимы обличительные слова Христа об уподоблении окрашенным гробницам, «которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты»?
— Как ко всякой лжи, выдаваемой за красивую правду. Ведь лидеры раскола не только себя обманывают, но и народ, который по неведению доверяется им…
Что касается создания определенной модели общественного развития, к сожалению, в наше время она мало осуществима — слишком много объективных препятствий. Но Церковь хотела и стремится к тому, чтобы общество максимально способствовало ее евангельской миссии, суть которой в оцерковлении общества и культуры. Что важно не только для осуществления основной цели — спасения каждого отдельного человека (а не какого-то «абстрактного общества»), но явилось бы гарантом здоровой общественной жизни во всех ее сферах. К сожалению, на сегодняшний день Церковь лишь в условной мере может влиять на такие социальные институты, как семья и школа, духовное состояние которых является определяющим фактором в формировании здорового и полноценного общества.
— Приходилось неоднократно бывать на проводимых Церковью научно-богословских педагогических конференциях с участием представителей светской педагогики. Известно, что создан специальный синодальный отдел, посвященный семье и молодежи, действует Всеукраинское педагогическое православное общество. Почему такое пристальное внимание к этой теме?
— Православная церковь чрезвычайно обеспокоена тем, что в общественном сознании разрушаются традиционные представления о семье, ее непреходящем значении для человека и общества в целом. Мы видим, как нарастают негативные тенденции по девальвации, обесцениванию института семьи. Уже узаконен гражданский брак, свободные, безответственные отношения оборачиваются бесчисленными трагедиями как для молодых людей, так и для их потомства. Пропагандируются старые атеистические идеи, что в отношениях между мужчиной и женщиной, рождении ребенка нет ничего святого, а есть лишь животные инстинкты.
Поэтому семья, колыбель всякого человека, средоточие любви между супругами, родителями и детьми, воспринимается не как счастье, дарованное Богом, а как бремя, которого хотелось бы избежать. В Украине это одна из самых жгучих проблем, поскольку смертность в два раза превышает рождаемость и, по последним статистическим данным, население страны сократилось до менее чем 47 миллионов, за последние 14 лет — на 5 миллионов человек. Показатель рождаемости пока является одним из самых низких среди стран Европы — 1,1 ребенка на одну женщину. Да и средняя продолжительность жизни в Украине, по результатам социологических исследований, сократилась. И дело не только в бедности или социальном кризисе (семьи с небольшим достатком часто с радостью заводят детей, справедливо считая их самым большим богатством), а в стремлении молодых людей, как нынче говорят, «реализовывать себя» вне семьи, вне отцовства и материнства.
С этими вопросами напрямую связана и проблема личности, индивидуальной неповторимости и ответственности человека перед Создателем за свою жизнь и свои поступки. Человек как личность — это тот, ради кого Спаситель сошел на землю. В наше время опасность вытекает из созидающейся технологической цивилизации, которая стремится унифицировать все, в том числе и человека, его возможности, потребности, внутренний мир. Это общество, возможно, будет продуктивнее, комфортнее, чем нынешнее, но с очевидной духовной деградацией. Это, собственно говоря, то, чем был искушаем Христос в пустыне и что отвергнул.
— В связи с этим логичен, Ваше Блаженство, вопрос о Боговоплощении, о Рождестве Христовом. Мир во зле лежит, то и дело вспыхивают войны, процветает терроризм, и в мире Христос рождается… Как соотносить эти явления?
— Зло всегда противится добру. Когда Христос родился, царь Ирод из страха за свой титул, полагая, что родился земной царь, как свидетельствует Евангелие, приказал истребить в округе всех младенцев. В этом преступлении — греховная ограниченность и поврежденность. И все бедствия, происходящие с человечеством, в том числе и в наше время, — следствие греховной ущербности отношений в мире людей, отсутствия любви и терпимости к иному образу жизни, мысли или веры. Невозможно оправдывать теракты, уносящие жизни тысяч ни в чем не повинных людей. Но ведь и антитеррористические операции, хотя и являются закономерной ответной реакцией, тоже несут страдание и гибель мирному населению. Это результат секуляризации мира, созидания без Бога и веры, а еще точнее — жизнедеятельности с отвержением Бога и Его заповедей. Человек, живущий в мире с Богом, будет жить в мире с самим собой и другими людьми. Мир — это дар Божий, жить в мире — это Его заповедь людям. Христианское понимание мира значительно шире политического. Если у политиков в основе мира лежит равенство силы и паритет страха перед ней, то христианин призван к стяжанию мира в самом себе, и тогда, как говорил преподобный Серафим Саровский, вокруг изменится великое множество окружающих его людей.
— Но ведь православная церковь не отвергает вооруженные силы как средство защиты мирного населения, что провозглашают многие религиозные течения, позиционирующие себя как христианские?
— Сердце христианина может воспылать «праведным гневом» (есть такое понятие), и бывают ситуации, когда только силой или даже убийством носителя зла можно остановить насильника, агрессора или фанатика. Но необходимо следить за тем, чтобы в сердце человеческом не поселилась злоба, ненависть, желание унижения противника и удовлетворение от его страданий. Цель борьбы со злом — восстановление мира, а не разжигание новой войны.
«Блаженны миротворцы», — говорит Священное Писание, и задача Церкви творить или воссоздавать мир там, где он нарушен или утрачен. Церковное миротворчество — это не только посредничество между враждующими сторонами в достижении компромисса интересов, но и восстановление мира в сердцах и душах людей, их примирение с Богом. И, как результат, восстановление заповеданного Богом, но утраченного людьми единства и преодоление греховной разделенности человечества.
— То есть можно сказать, Ваше Блаженство, что без Рождества Христова было невозможно такое понятие о мире в сердце человека и понимание зла как такового? Но ведь и нехристианские религии проповедуют мир?
— У отдельных народов понятие о зле и добре формировалось по-разному. В религии Китая, например, нет и понятия о нравственном зле или необходимости избавления от него. В Индии избавление от зла полагается только в завершение личного бытия. Но стремление к миру было присуще большинству мировых религий и народов в дохристианскую эпоху.
В воплощении Сына Божия для спасения людей открылась вся глубина премудрости Божией, которая только одна и могла обрести средство для примирения людей с Богом. Грех есть преступление, а каждое преступление должно вести за собой наказание — таков закон Правды. Если бы люди несли сами наказание за свои грехи по закону Правды Божией, то все должны были погибнуть для вечной жизни. Ни ангелы, ни самые великие праведники не могли на себя взять грехи мира. Их взял на себя Сын Божий, и только Он мог искупить их, родившись и воплотившись на изнывающей от страданий земле. Поэтому в эти святые великие дни во всех храмах планеты звучит ангельская песнь «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение…» Пусть же мир рожденного Христа воссияет и в наших душах, в душах нашего боголюбивого народа.
— И заключительный, традиционно журналистский вопрос о вашей личной оценке международного еженедельника «Профиль Украина» с пожеланиями редакционному составу и читательской аудитории.
— Это действительно высокопрофессиональное аналитическое и культурно-исторически познавательное издание, которое может быть украшением на любом столе — в доме, офисе, на политической трибуне. Особенно тронуло, что в нем находится место для православной проповеди. С радостью призываю Божье благословение на творческий коллектив редакции и всех читателей вашего журнала. Пусть рожденный Богомладенец Христос просвещает ваши сердца и укрепляет на добрые дела.
Сергей Герук
«Профиль»